Глава Толдот. Обрести удел и в Этом, и в Грядущем мире
Двойственность, появляющаяся в семье праотцев с рождением близнецов, Якова и Эсава, поднимает вопрос о самоопределении народа Израиля.
Двойственность, появляющаяся в семье праотцев с рождением близнецов, Якова и Эсава, поднимает вопрос о самоопределении народа Израиля. Не может оказаться так, что у народа Израиля есть изначальный ущерб из-за того, что он произошел только от одного из близнецов, при том, что второй был отодвинут? Если Эсав не участвует в создании народа, то не препятствует ли это Якову реализовать в народе те позитивные силы, которыми обладает Эсав? Не будет ли народ из-за этого слабым, “сидящим в шатрах”, сила которого только в словах (“голос, голос Якова”), – тогда как Эсав имеющий “руки Эсава” сможет без помех, но и без морального руководства, захватить весь мир, – как политику, так и культуру? Такое противопоставление между духовными и материальным, этим миром и миром будущим – противоречит идеалу единства и гармонии, которые несет в себе монотеизм.
Праматерь Ривка почувствовала эту напряженность во время своей беременности. “И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа”. Раши: “Спорили они о том кому владеть двумя мирами”. Маhараль объясняет: Это означает, что каждый из них хотел владеть обоими мирами. Но поскольку у Эсава есть естественная склонность к этому миру, он заботится о том чтобы заслужить еще и будущий, и за это воюет. Так, Эсав-Эдом-Рим построил теологию, главной целью которой является «спасти свою душу». В то же время потомкам Якова, в соответствии с их естественными склонностями, обеспечен будущий мир, – и они борются за то, чтобы получить какую-то реальную власть в этом мире.
Когда уставший Эсав (мидраш добавляет: “уставший от грехов”) отчаивается в поисках Бога, Яков хочет купить у него свою часть в этом мире за “красное это”. И Эсав соглашается, говоря:” ведь я иду на смерть” – божественная идея у него умирает, и как следствие: “Зачем мне это – этот мир”. Он пренебрегает всем.
Яков же прилагает усилия, чтобы заслужить материальный уровень в дополнению к своему духовному уровню, и это дает ему возможность создать уникальный синтез голоса Якова и рук Эсава, и таким образом он становится “Израилем”, способным воплотить идеал Единства. Обрести удел и в Этом, и в Грядущем мире