Обращение Творца и обращение к Творцу
Праздник Шавуот – это праздник дарования Торы, но в самой Торе не упоминается о том, что Шавуот мы получили Тору, и вообще не сказано в точности, в какой день Тора была дана.
Объяснение просто: поскольку Тора по своей сущности находится над временем, – невозможно установить определенное время ее дарованию. Можно сказать сколько времени нужно для того, чтобы достигнуть Торы, и это мы делаем в счете омера, когда отсчитываем 49 дней от Исхода. Но пятидесятый день (сам Шавуот)– находится «над временем», и поэтому его «не считают», и эта дата не отмечена в Торе.
В Торе этот день называют йом hа бикурим («день принесения первых плодов»): когда человек находит в своем саду первый плод на дереве, после всех тех трудов, который он вложил в сельскохозяйственные работы в течении года, и он снимает этот плод (гранат, инжир, виноград, финик) , то в радости он приносит эти плоды в Храм священнику, подобно принесению жертвы на Жертвеннике Всевышнего.
Есть в этом очень важный урок. Когда человек трудится целый год для того, чтобы вырастить плоды, очевидно, что ему хочется попробовать первый плод. И как раз первый плод он отдает другому.
Можно сказать, что в этой заповеди Тора хотела нам намекнуть на очень важную вещь. Кто достоин получить Тору? Тот, кто в состоянии приносить первые плоды. Тот, кто в состоянии увидеть другого, отличного от него, как главного. Если я вижу себя как второго, а не как первого, то я понимаю, что первое, выросшее на моем поле – не для меня, а для ближнего. И это способность быть первенцем. Первенец, он первый в семье, но он должен научиться пропускать другого впереди себя.
Удивительные вещь показывает нам иврит. Слово первенец на иврите состоит из букв бет, каф и рейш. Бет (численное значение 2) – вторая цифра среди единиц, каф (численное значение 20) – означает второй из десятков, рейш (численное значение 200) – вторая из сотен. И это учит нас тому, что тот, кто способен видеть себя вторым, способен быть настоящим первенцем. Народ Израиль видит себя вторым – поэтому он достоин быть первенцем человечества и получить Тору.
День принесения первых плодов, – он же день дарования Торы. Помимо этого, это день, в который, по еврейской традиции родился и в который умер царь Давид. И в этот день мы отмечаем необычную личность царя Давида, который составил “Вторую книгу”, а именно – Книгу Псалмов.
Книга Псалмов составлена из пяти частей, и называется Пятикнижием Псалмов. По нашей традиции они соответствуют “Первой книге”, Пятикнижию Торы. Пятикнижие Торы – это слова Бога, которые приходят свыше к человеку. А книга Псалмов – это ответ человека Создателю.
Когда человек способен принять слова Торы, тогда он способен пробудиться, и это его экзамен. Пробуждаясь, человек отвечает на пять книг Торы прославлением Творца – и это пять книг Псалмов.
Как раз дарование Торы, способность услышать Слово Бога свыше, дает нам легитимацию на обращение к Творцу с помощью молитвы и прославлений. В этом, можно сказать, и состоит начало нашего религиозного служения, и также служение каждого человека в мире. Оно начинается под руководством царя Давида в праздник Шавуот.
И на его книге основаны молитвы всего человечества – как еврейского народа, так и Бней Ноах, которые могут взять Псалмы Давида как базисную основу для своего молитвенника.