Каин и Ѓевель, рав Ури Шерки
Я надеюсь, что вы переживаете этот период[1] должным образом, исходя из понимания великих процессов, которые открываются нам в истории, когда определенным образом проявилась слабость человека в сравнении с одним из мельчайших созданий Всевышнего. Но вместе с этим есть особое преимущество в том, что человек остался наедине с собой – чего обычно не позволяла современная жизнь. И тогда нужно благодарить Всевышнего за то, что сейчас мы находимся в изоляции – каждый наедине с самим собой, потому что это, поистине, великий подарок. Люди говорят мне, что чувствуют, что у них забрали волю[2]. Я говорю: это верно, но с другой стороны у них не забрали свободу[3]. Свобода – это нечто совсем другое.
Рождение Каина
И теперь мы продолжим изучать книгу Берешит. Я хотел бы поговорить с вами об истории с Каином и Ѓевелем. Эта история совершенно особенная. Я хотел бы объяснить здесь вот эту тему: «Адам познал Хаву, жену свою, и она зачала и родила Каина, и сказала: приобрела я человека с Господом»[4]. Как понять, что «Адам познал» – мы уже говорили, что это сказано во времени past perfect (давно прошедшее время), то есть, событие, которое произошло давно – он познал свою жену Хаву ещё до греха. То есть интимная жизнь мужа и жены полностью свята, и нет в ней греха. И только после изгнания из сада Эдена, после того, как Адам согрешил, к интимной связи примешалось ощущение греха, которого не было раньше.
И когда Адам познал Хаву, жену свою, и она зачала и родила Каина – не сказано: «родила сына и назвала его Каин». Потому что нет необходимости давать ему имя – он носил это имя изначально. Он изначально – приобретение[5]. И поэтому она говорит: «приобрела я человека с Господом» – это объясняет имя Каин. Каин происходит от слова «киньян» – приобретение. И что же она приобрела? Здесь говорится о выражении сильной радости: я удостоилась наконец приобрести человека с Богом! Что такого особенного в приобретении?
Учение Бааль Сулама
И здесь я хотел бы вспомнить учение Бааль Сулама, рава Ашлага[6], который объясняет: положение человека как творения – это положение проблемное. Потому что, будучи творением, я вынужден получать своё существование. А если Всевышний – Тот, Кто даёт существование, тогда между нами фундаментальная разница, и, на первый взгляд, нет возможности наладить какую-то связь между человеком и Творцом. Человек – получающий, Бог – дающий. Если так – тогда я противоположен Божественному. Если я говорю, что Бог – абсолютное добро, тогда творение – абсолютное зло. Это породило пессимистические концепции реальности: есть мировоззрения, которые рассматривают само существование как нечто плохое. И есть люди, которые склоняются к концепциям, отрицающим существование. Например, буддизм – самое известное из подобных учений – выражает пессимистическое отношение к существованию Я, поэтому буддизм стремится отменить Я. И это можно понять: если я – противоположность Бога, тогда я хочу быть поглощён Богом. Это стремление к мистической смерти, желание войти в бесконечность и самоаннулироваться в ней.
Каин – первый машиах
У нас есть два варианта: или решить, что жизнь – это плохо, или найти путь, как исправить жизнь. И тогда способ исправить жизнь – это перевернуть положение «получающего, чтобы получать», в положение «получающего, чтобы давать». В тот момент, когда я получаю для того, чтобы дать – моя жизнь, как получающего, обретает смысл. И это, по сути, то, что имеет в виду Хава, когда говорит: «Я приобрела человека с Господом» – тем, что я принесла в мир жизнь, я стала партнёром Бога в творении человека. Я спаслась от проклятия получающего и стала дающим. Если это так, то получается, что Каин – спаситель своих родителей. Как называют спасителя в иудаизме? Машиах. То есть Каин – это первый Машиах, и он представляет собой в этом смысле спасение человечества, и доказывает, что его мать была еврейкой. Ведь каждая мать-еврейка думает, что её сын – Машиах. Если так, то что знает Каин о себе? Каин знает о себе, что он – центр мира. Он сделал своих родителей папой и мамой. Тогда само его существование, даже если он ничего не делает – это то, что придает смысл всему миру, то есть, его родителям, и поэтому он привык естественным образом видеть себя центром мира.
Рождение Ѓевеля
И тут случается что-то потрясающее: «И добавила родить»[7]. Если она добавила – это знак, что речь идёт о чём-то излишнем. Обычно Танах использует другое выражение – «и ещё родила». Но здесь говорится «и добавила родить». Получается, тот, кто родился после этого – нечто вроде излишней добавки. Кого она родила? «И добавила родить его брата». У того, кто родился, нет имени. То, что родилось – это братство. Каин должен перестать быть сыном. Теперь от него требуется стать братом. И это то, что непросто вынести, потому что если я сын, то я – центр. А если я брат, тогда мой брат – это центр. Ведь я чей-то брат. В иврите есть подобие между словами «ах» – брат и «ахрают» – ответственность, «ахэр» – другой. Я должен заботиться о другом, центр тяжести реальности перешёл от меня к брату. Здесь написано также его имя: «и добавила родить его брата Ѓевеля». Ѓевель – это пустое, суета, что-то ненужное, лишнее. Если так, то для Каина естественно, что он попытается устранить своего брата, чтобы стать сыном. Убийство изначально было прописано в самом их рождении, или скажем по-другому: первенец – потенциальный убийца своего брата, потому что младший брат является для него соперником.
А что же со вторым братом? Что Ѓевель думает о братстве? Скажем так: Ѓевель родился братом. Тот, кто родился братом – знает изначально, что центр не у него, а у другого. И тогда можно понять их занятия. Ѓевель был пастухом. Пастух – это тот, кто несёт ответственность за другого. В иврите слова «роЭ» – пастух и «рЭа» – ближний, друг, брат – однокоренные. То есть, Ѓевель естественным образом чувствует себя ответственным за других.
Эгоист и альтруист
«И Ѓевель был пастухом, а Каин был земледельцем». И снова иврит раскрывает нам нечто удивительное. Слово «земледелец» – овэд адама – написано здесь необычным образом – без буквы «вав», что можно прочитать как «Эвед адама» – раб земли. То есть, Каин привязан к самому себе, к своей земле, своему источнику пропитания, и не обращает внимания на ближнего. Мы видим два естественных типа поведения. Один берет ответственность за другого, а второй думает только о себе. Эгоист и альтруист.
«И было в конце дней: принес Каин от плодов земли дар Господу». Что такое конец дней? Это конец сельскохозяйственного сезона – тогда вспомнил Каин, что есть у него обязанность по отношению к ближнему: он приносит от плодов земли. Но наши мудрецы видят здесь намёк на то, что Каин принёс остатки плодов, в то время как Ѓевель принёс первенцев своего скота – избранных, самых тучных. Почему это так? Каин ощущает себя центром, и, когда собирает урожай земли, первинки забирает себе, а остатки оставляет другому. Ѓевель же видит наоборот: первинки для ближнего, а остатки для него. Первинки – ראשית (решит), остатки – שארית(шеерит), эти слова состоят из одних букв, только в разном порядке.
«И призрел Господь на Ѓевеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». То есть Всевышний принимает по моральным причинам дар Ѓевеля и отвергает по моральным причинам дар Каина. Потому что Всевышний предпочитает того, кто даёт, и видит главное в ближнем – тому, кто видит главным себя, а ближнего второстепенным.
Путь исправления
И какой же был результат: «Каин сильно рассердился, и поникло лицо его». Каин рассердился из-за того, что его дар не был принят – это я могу понять, но что такое «поникло лицо его»? Он ощутил, что у него нет выбора – он всегда будет ненавидим Богом. Потому что характер, сама его природа обязывает его быть эгоистом. А он знает, что Бог не любит эгоистов, и поэтому для него мир плох. И поэтому поникло лицо его. Можно сказать, что эта реакция для нас немного странная. Разве человек не может преодолеть свою природу? Разве нет у человека свободного выбора, чтоб измениться? Но, видимо, то, что известно нам – неизвестно Каину. И поэтому нужно, чтобы сам Всевышний во всей Своей славе пришёл и объяснил это Каину. Как здесь написано:
«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Ведь если станешь лучше – поднимешься»[8]. Поднимешься над кем? Над Ѓевелем. То есть, именно благодаря тому, что твои стартовые позиции не так хороши, но если ты преодолеешь их – тогда твоя заслуга будет более велика.
«А если не станешь лучше – у входа грех лежит» – то есть, злое начало ждёт тебя на пороге. “И к тебе влечение его” – злое начало притягивается к тебе. “И ты будешь властвовать над ним” – ты можешь побороть его. Здесь Каину, третьему человеку в Творении, раскрывается, что у него есть свобода выбора и возможность измениться. И эта тайна меняет жизнь Каина.
Попытка диалога
Поэтому он попытался стать братом. Это то, что здесь написано: «И сказал Каин Ѓевелю, брату своему». Что он сказал ему? Он не сказал ему ничего. Он сказал ему, что он брат его. Он пришёл сказать ему: я пытаюсь стать твоим братом.
«И было, когда они были в поле» – в словах «и было» наши мудрецы видят намёк на несчастье. Беда в том, что они были в поле. Поле – это место конкуренции, здесь раскрылось их соперничество. О чём же они спорили? Мы нашли в мидрашах разные объяснения. Есть объяснение, что они ссорились о сестре Ѓевеля – она для Каина или для Ѓевеля? Есть мнение, что они ссорились о месте Храма. Есть те, кто говорят, что они спорили об экономике – то есть, кому принадлежит земля, кому принадлежит шерсть, и так далее – есть разные версии в мидрашах. Не так важна причина ссоры между людьми. То, что нам хотят сказать мидраши – что в мире существуют всевозможные причины убийства, но возможно преодолеть их. И это то, что говорится здесь. И было, когда они были в поле, и тогда Каин решил пойти в направлении злого начала.
«И поднялся Каин на Ѓевеля, брата своего, и убил его» – ему не удалось реализовать братство. Скажем так: здесь нам раскрывают, что такое насилие. Насилие – это диалог, который начался и не закончился. То есть, у него могло получиться, но не получилось. И об этом написано: «И поднялся Каин на Ѓевеля, брата своего, и убил его».
Ошибка воспитателя
Мудрецы обращают наше внимание на слово «и поднялся». Тот, кто поднялся – это знак, что до этого он сидел или лежал. Но мудрецы выбирают крайнюю позицию, они говорят: противоположность вставанию – это лежать. Значит Каин, прежде чем подняться на Авеля, лежал. Но на чем он лежал, почему он лежал? Говорят наши мудрецы: он лежал на земле. Почему он лежал на земле? Потому что Ѓевель, когда увидел, что приближается Каин, понял, что Каин намеревается убить его. И поэтому он повалил его на землю. То есть Ѓевель был человеком сильным. Но какое было продолжение? Мудрецы наши влагают в уста Каина интересные слова. Он сказал ему: «Брат мой, если ты убьешь меня, что ты скажешь нашим родителям?» И тогда Ѓевель оставил Каина, и поднялся Каин, и убил Ѓевеля. Здесь я хотел бы прояснить понятие греха. Грех Каина – грех убийства – получает тяжелое наказание: он был изгнан. Всевышний сделал его скитальцем на земле. Но какое наказание Ѓевеля? Он был убит. Это знак, что грех Ѓевеля был больше, чем грех Каина. И в чём же грех Ѓевеля? Грех его в том, что он позволил Каину убить его. А почему Ѓевель дал Каину убить себя? Потому что он поверил, что мир его ценностей уже усвоен Каином. Ведь Каин говорит ему: «брат мой». То есть Ѓевель решил, что брат его уже знает, что такое братство, судя по тому, что он говорит так. И потому он дал Каину убить себя, а это более тяжелый грех – грех воспитателя. Воспитателю запрещено ошибаться в системе воспитания. И здесь мы выучили очень интересную вещь, что насилие возникло в мире в тот момент, когда пытались поговорить, но не удалось. Мы выучили здесь, что самоидентификация Каина отвергнута, потому что она эгоистична. Но грех Ѓевеля более тяжел: он позволил убить себя. Поэтому нужно найти решение. Решение нашлось в третьем сыне Шете, о котором мы продолжим разговор, с Божьей помощью, в следующий раз.
Оригинал: https://www.youtube.com/watch?v=ErOYiLx_rXU
[1] Урок был записан весной 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса, когда население ряда стран находилось в режиме самоизоляции.
[2] Хофэш – свобода, отпуск, каникулы, отсутствие ограничений.
[3] Херут – воля, свобода более высокого порядка.
[4] Берешит 4:1.
[5] Каин – приобретённый.
[6] Йегуда Лейб Ѓалеви Ашлаг, получивший имя Бааль Сулам — «Хозяин лестницы» — по названию своего комментария «Сулам» на книгу Зоѓар, (1886, Варшава —1954, Иерусалим) — автор целого ряда книг и статей, в том числе «Учения о десяти сфирот» — учебника по каббале, в котором он упорядочил все записи раввина Ицхака Лурии.
[7] Берешит 4:2
[8] Берешит 4:7.