ПАСХАЛЬНАЯ ГАГАДА (СКАЗАНИЕ)  (Гагада шел Песах)

Обряд справлять в пасхальную ночь “сейдер”, сидя за праздничной трапезой и читая Повествование об Исходе из Египта, существовал уже во времена Храма. Обоснование празднества находим в книге Исход (XIII, 8): “И скажи сыну своему в тот день так: это в честь того, что сделал со мною Господь при выходе моем из Египта”. Первое упоминание в Мишне* об особом обряде в пасхальную ночь содержится в трактате Псахим, гл. X. Там приводится формулировка четырех вопросов, которые сын должен задавать отцу. Приводятся там также слова р. Гамлиэля*: “Всякий, кто не сказал об этих трех вещах в Песах*, не выполнил положенного: Песах, маца, марор*”. Слово “Песах” свидетельствует о том, что ангел смерти “прошел мимо” еврейских домов (“песах” на иврите — производное от “пасоах” — “миновать”, “перескочить”); маца — в честь того, что спаслись предки наши в Египте; марор (“горький” — на иврите), так как горькой была жизнь наших предков в Египте. Этим р. Гамлиэль хотел подчеркнуть, что недостаточно есть от пасхальной жертвы, а следует рассказывать об Исходе из Египта.

В содержании четырех вопросов произошли изменения, и ашкеназийская версия отличается от сфардской, а обе эти версии отличаются от версии Рамбама*, которая, в свою очередь, отличается от версии Мишны. В период первых амораим* еще не было окончательной версии Гагады.

По практическим соображениям были собраны в один сборник все пояснения к обряду, благословения, толкования и молитвы — в определенном порядке. Главная часть — “Гагада” (Сказание) — дала название всему сборнику: “П.Г.”. Трудно определить в точности, когда составлен сборник, но создается впечатление, что первая часть относится к периоду танаим*, а все остальное — к первым столетиям после разрушения Храма. Так или иначе, но при р. Саадье Гаоне* (882-942 гг. н. э.) уже существовал сборник “Гагада шел Песах” (П.Г.) — сборник отрывков из Святого Писания, Мидраша* и молитв, объединенных общей мыслью: избавление Израиля из Египта и мольба о грядущем избавлении.

Нельзя говорить об авторе или составителе П.Г. Не в один день составлена была Гагада, и в течение времени к ней добавились и из нее изымались некоторые части. Древнейший из сохранившихся сборников составлен был в Х веке р. Саадьей Гаоном, и он отличается от современного нам сборника. В махзоре Витри сохранилась Гагада, составленная, вероятно, учениками Раши* (1040-1105 гг.), близкая к современному тексту. Но и после Раши, до XV века, дополнялась Гагада. Вслед за “Вот скудный хлеб” появились “Чем отличается…” (“Ма ништана…”), “Рабами были мы в Египте” (“Авадим гаину…”), рассказ о р. Элиззере бен Азарья. Все отрывки Гагады взяты из мидрашей* и стихов Библии. Через всю Гагаду проходит мысль, что во всех поколениях, каждый еврей должен чувствовать себя так, будто он сам освободился из египетского рабства.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »