СМЕРТЬ (Мавет)*

Многие библейские стихи убедительно свидетельствуют, что еще в период Праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно, но после С. человек покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела. Тело же бездыханно: “Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восславит Тебя…” (Ис. XXXVIII, 18). Мертвые в преисподней не помнят о Господе, “ибо в С. нет памяти о Тебе…” (Пс. VI, 6). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Господа, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека — от Господа: “И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом” (Быт. II, 7). Власть Господа повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Господа. С распространением веры в Единого Бога, в то, что Он — источник жизни, праведность стала аналогом жизни, а нечестие и безбожие — аналогом С.: “Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Ибо заповедаю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился…” (Втор. XXX, 15-16).

С. — это наказание Божье, но придет день, и упразднит Господь С. навеки: “Изведет С. навеки и высушит Господь слезы со всех лиц, и грех народа Его устранит со всей земли” (Ис. XXV, 8). Мертвые восстанут из могил: “Оживут мертвецы Твои, восстанут умершие. Преобразитесь и ликуйте, лежащие во прахе…” (Ис. XXVI, 19).

Множество традиций связано с проводами усопшего и погребением. Но они разные в разных общинах. Все делается в честь усопшего. Возвращающийся с кладбища или из дома, где лежит тело усопшего, должен омыть руки прежде, чем войдет в жилой дом. По этой же причине ставят умывальники у выхода с кладбища. Запрещено целовать мертвого, даже самого близкого родственника.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »