«И снял обязательство с народов» – чтобы они сами приняли его
В недельном разделе Ноах говорится о том, что Всевышний заключил завет с человечеством о принятии ими семи заповедей. Однако, как ни удивительно, этот завет был нарушен.
Говорится в Талмуде (Бава Кама, 38а):
Сказал рав Иосеф: “Встал Он и пошатнул землю, глянул – и снял обязательство с народов” (Хабакук, 3:6). Что увидел? Увидел семь заповедей, которые приняли на себя Бней Ноах, но не исполняли, – и тогда Он встал и снял это обязательство с них.
Но если так, то получается, что они выиграли от этого, – а разве правильно, чтобы за грех давали награду?
Сказал сын рава Рабаны: Можно сказать, что даже если бы они выполнили эти заповеди, не получили бы награды.
А почему нет? Ведь мы учили, что раби Меир сказал: Откуда мы знаем, что даже нееврей, который занимается Торой, подобен первосвященнику? Из-за того, что написано (Левит, 18:5): “исполняя которые [законы], человек будет жив ими”. Не сказано – “священник” или “еврей”, а сказано “человек”. И отсюда ты учишь, что даже и нееврей, который занимается Торой, подобен первосвященнику.
Можно было бы сказать, что есть разница в награде. Тот, кто не обязан и исполняет – не получает такую же награду, как тот, кто обязан и исполняет.
Сказал раби Ханина: Тот, кто обязан и исполняет заповедь, – выше того, кто не обязан, но при этом ее исполняет.
Из этого отрывка следует, что, несмотря на многие нарушения, в общем и целом, человечество исполняет семь заповедей, которые были заповеданы Бней Ноах, приблизительно так, как от них это требуется. Однако, при этом отсутствует основа заповеди, так как Бог решил ее отменить. Желание исполнять требование морали – не как заповедь, а как правильное поведение, которое никак не влияет на связь человека с Богом – именно это и означает “не обязан, но исполняет”. И подобная идея была в основе объяснения апостола Павла, который учил, что для неевреев заповеди отменены – в том смысле, что неисполнение заповедей не повлечет за собой наказания, но при этом все равно остается обязанность морального поведения.
Против такой точки зрения приводит подробные возражения Маhараль, в книге Тиферет Исраэль (гл. 5).
Что же делать нееврею, который хочет восстановить свой статус “обязан и исполняет”, и удостоиться такой близости к Творцу, которая достигается выполнением заповедей? Он должен пройти процедуру личного принятия на себя заповедей Бога перед бейт-дином (раввинским судом) из трех человек (как это пишет Рамбам в Законах Царей 8:10). Это действие переводит человека из статуса “нееврей” в статус “бен Ноах”. И разница между ними в соответствии с галахой очень велика. Нееврей не имеет права исполнять дополнительные заповеди, помимо семи обязательных, тогда как бен Ноах имеет право исполнять все заповеди, так как это предписано галахой (там же 10: 9-10, а также Хафец Хаим в “Биур галаха”, параграф 304). Помимо этого, бен Ноах во времена, когда соблюдается пятидесятый год, может считаться “гер тошав” – а именно, совместно с народом Израилем жить в Земле Израиля.
В нашем поколении мы стали свидетелями того, как во многих народах возродилось желание принять на себя заповеди Бога, в качестве “обязан и исполняет”, через приближение к народу Израиля. Нет сомнения, что стимулом этого движения является возвращение еврейского народа в Сион. И поэтому, параллельно с продвижением еврейской жизни в Стране Израиля, будет расти и шириться движение Бней Ноах
עָמַד וַיְמֹדֶד אֶרֶץ רָאָה וַיַּתֵּר גּוֹיִם
У слова "ваятер" употребленного пророком может быть несколько значений. Некоторые комментаторы простого смысла писания придерживаются того же мнение, как и в переводе Иесифона. Но талмудический мидраш переводит его иначе. И само представление о том, что Бог может "снять обязательства" – довольно понятно. Например, после того, как Адам нарушил запрет не есть от дерева познания, Бог поставил у Эденского сада стража, который его должен охранять, чтобы Адам не съел также и от дерева жизни. А почему не запретил есть, потому что понял, что вряд ли Адам это исполнит… То же и с поколением Вавилонской Башни. Увидел, что народы не выполняют заповеди (или указания) заселять землю, не стал их убеждать, а просто смешал языки, чтобы они естественным образом расселились.
Это вроде как родитель, который просит ребенка убрать кубики, а ребенок не хочет, и уже давно пора спать, убирает все сам… Т.е. пока народы не созрели для того, чтобы сознательно выполнять заповеди Бога, лучше не наказывать их за это. Хотя и награды они тоже так не получают…
в переводе Йосифона написано "отпрянули народы", почему в Талмуде этот же отрывок из книги пророка цитируется как "снял обязательства с народов"?