Основные понятияСтатьиСтатьи-Недельная глава ТорыСтатьи-Основные понятия

Великие сны – основа мироздания

недельный раздел ВАЕШЕВ

комментарий рава Ханана Пората “Крупицы света” (Меат мин ѓа-Ор)

«Великие сновидения – основа мира», так пишет рав Кук в Орот ѓа-кодеш. И подтверждение тому великие сновидения в книге Брейшит, начертавшие судьбы как отдельных людей, так и целых народов.

В разделах Микец и Ваешев мы становимся свидетелями шести снов, появляющихся парами: два сна Йосефа, два сановников фараона виночерпия и хлебопекаря, и два сна фараона. При этом, четыре последних расшифровываются Йосефом и происходят близко ко времени их осуществления. Однако сны самого Йосефа не находят своего решения и их осуществление отнесено на долгие годы вперед.

Казалось бы, основный посыл снов Йосефа очевиден, и он находит свое выражение в гневной реакции братьев на них – «Не царем ли будешь ты над нами? Или властвовать будешь над нами?» Брейшит 37:8. Однако символика этих снов и их образность сильно отличаются друг от друга и требуют пристального рассмотрения.

Первый сон, описывающий поклонение снопов братьев снопу Йосефа, представляется достаточно «прозрачным» и найдет свое выражение в образе Йосефа-кормильца, который будет обеспечивать пропитанием своих братьев, экономически зависящих от него. Однако смысл второго, «космогонического» сна, гораздо менее очевиден «…и вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне» Брейшит 37:9.

Казалось бы, и этот сон тоже находит свое объяснение в порицании Яакова Йосефу – «и укорил его отец, и сказал он ему: Что это за сон, который тебе снился! Неужели придем я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли?» Брейшит 37:10.

Ведь даже принимая, что одиннадцать звезд символизируют братьев, солнце Яакова, то как может мать Йосефа Рахель, умершая до этого, стать поклоняющейся ему луной? И может быть, следуя объяснению Раши, Яаков использует эту «нелогичность» как возможность аннулировать весь «проблематичный» сон Йосефа и примерить братьев с ним. Однако, как тогда понять сказанное «…а его отец хранил сказанное» Брейшит 37:10 что тогда хранил Яаков???

Йосеф витает во снах, а Йеѓошуа осуществляет на деле!

 И вот приходят мудрецы, хазаль, и дают этому сну удивительное решение, усматривая в нем предначертание происходящего в отдаленном будущем, уже во времена Йеѓошуа бин Нуна, в период завоевания им Земли Израиль – кибуш ѓа-арец.

Берешит раба: «Сказал рабби Ицхак: и так сказал Йеѓошуа солнцу – презренный раб ты! Разве не приобретение моего «деда» (Йосефа) ты? Ведь он видел тебя поклоняющегося ему во сне? Так и ты – застынь передо мной! «…и сказал Йеѓошуа пред глазами всего Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна – у долины Айялон!» и немедленно после этого – «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим.» Йеѓошуа 10:12-13.

И хотя этот мидраш не находит свое отражение в классических комментариях, но, представляется, что именно он близок к пшату, «простому» пониманию тексту Торы, поразительно отвечая деталям сна – солнцу и луне, исполняющим приказание Йеѓошуа, потомка Йосефа, остановиться и одиннадцать звезд – колена Израиля, изумленно внимающие Йеѓошуа – «и сказал пред глазами Израиля».

Более того, в выражении, подводящем итог этому событию, сказано: «Это ведь написано в Сэйфэр ѓа-яшар». А Сэйфэр ѓа-яшар (Книга «прямых»), как объясняется в трактате Авода зара, книга жизнеописание праотцов, называемых «яшарим» – праведниками, «прямыми».

Итак, сон Йосефа находит свое осуществление во времена Йеѓошуа бин Нуна, его потомка.

Однако, похоже, что и сам Яаков в дальнейшем постигает смысл этого сна Йосефа, так благословляя его двух сыновей, Эфраима и Менаше: «но брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все племена.», Брейшит 48:19, – и это Йеѓошуа бин Нун из колена Эфраима, останавливающий солнце и луну. (Брешит раба).

И тогда становится понятно сказанное «…а его отец хранил сказанное» – когда Яаков меняет руки, благословляя Эфраима и Менаше.

Праведник – оплот мира

 Но нам следует попытаться понять более глубокий смысл, скрытый за расшифровкой сна как предначертания тому, что будет происходить многие поколения спустя.

И представляется, что этот сон открывает нам какова истинная сила такого «праведника – оплота мира» как Йосеф, про которого сказано:

«И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его…» Теѓилим 8:6-7

То есть в силах такого праведника, как Йеѓошуа бин Нун, властвовать над природными стихиями! И это то, что сказали мудрецы, хазаль, в трактате Санѓедрин – «Если бы захотели праведники – они бы творили миры».

И рав Кук в книге «Мусар Кодеш» отмечает: «Чувство праведности, находящееся в каждом сердце, основа жизни и всего мира. И в тот момент, когда это чувство доходит до совершенства в избранном сердце – тогда это действительно человек-основа праведник-оплот мира, когда все благо мира и свет Всевышнего в его руке, принимает на себя жизненную силу всего мироздания, покоящегося в его руках».

Йосефу еще придется претерпеть тяжелые испытания с женой Потифара и распутать весь клубок противоречивых отношений с братьями прежде, чем он удостоится стать настоящим правителем, обеспечивающим всех пропитанием.  И только после этого Йосеф удостоится сказанного – «И скромные унаследуют землю и насладятся обилием мира». Теѓилим 37:11.

А Йеѓошуа бин Нун из потомства Йосефа удостоится унаследовать Землю Израиль и властвовать над солнцем и луной.

И это найдет свое отражение в благословении Моше рабейну Йосефу в недельном разделе «Зот ѓа-браха», завершающем Тору: «А о Йосефе сказал: Благословенна Господом его земля, дарами небес, росою, и бездной, лежащей внизу; И дарами урожая солнечного, и дарами производимого месяцемДварим 37:14.

И также мы в снах нашего поколения – «При возвращении нас Всевышним в Цийон были словно во сне» и еще предназначено нам сказанное пророком Йешаяѓу: «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Господь Воинств будет царствовать на горе Цийон и в Йерушалаиме, и Слава будет пред старейшинами (народа) Его». Йешаяѓу 24:23.

Перевод Натан Бар (Брусовани).

********

Хана́н Пора́т, (ивр. ‏חנן פורת‏‎; урожд. Шпицер; 12 декабря 1943, Кфар-Пинес, подмандатная Палестина — 4 октября 2011 Кфар-Эцион, Израиль) — израильский политический и общественный деятель, один из лидеров израильских поселенцев, один из основателей движения «Гуш Эмуним», выпускник йешивы ‘Керем бе-Явне’, совмещающей учебу со службой в армии, и высшей йешивы ‘Мерказ ха-Рав’, получил статус раввина.
Воевал в бригаде десантников в Шестидневной войне — в боях за освобождение Иерусалима, и в войне Судного дня — в боях в районе Суэцкого канала, где получил тяжелое ранение.
Выступал против эвакуации израильских поселений из Синая, а после заключения мирного договора с Египтом Порат вместе с Геулой Коэн и Ювалем Неэманом основал партию «Тхия». Член кнессета 10-го, 12-го, 13-го, 14-го и 15-го созывов.
Инициировал, среди прочих законов, израильский закон об обязательности оказания помощи[2]. Активно выступал против выхода Израиля из сектора Газа.
Умер 4 октября 2011 после продолжительной борьбы с тяжелой болезнью, в возрасте 67 лет, благословлена память праведника.

 

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »