Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

“И уберу Я имена идолов с уст твоих”

И в религиозных и в светских кругах принято говорить о Всевышнем как о “Высшей Силе”. Однако, это представление ошибочно, по нескольким причинам.
Простое соображение заключается в том, что любое определение Божественности ограничивает ее, и этим отклоняется от истины. И поэтому сказано в Псалмах “Тебя славит молчание” (65:2). Господь это источник любой силы, но Он Сам – выше подобных определений.
Если же взглянуть поглубже, то мы поймем, что душевный мир, соответствующий таким определениям, сильно ущербен. Сила – это “более сильная сторона”, это тот, на чьей стороне стоит быть, а не на стороне ее противников. Такая сила подавляет все, что находится вне ее. И в таком случае, служение Богу становится уделом интересантов, оно полно страха, а не любви.
И чем больше люди привыкали видеть в Боге силу, жаждущую власти и почестей, – тем больше рос протест против религии и веры, вплоть до полного отрицания существования Всевышнего.
Критика религии присваивает себе прерогативу требования нормальности и простой радости жизни. Но эти требования также в своей основе являются неотъемлемой частью служения Господу в любви – которое не должно подавлять человека, но должно поднимать его в полный рост, как сказано “Делает ноги мои подобными ланям” (Шмуэль II 22:34).
Система отношений, в которой присутствует подавление противоположной стороны, называется стилем “хозяина”. Хозяин может пониматься как собственник, но также “Хозяин” это перевод имени ханаанского идола, “Баал” (Ваал). В hафтаре к нашему недельному разделу сказано “И будет в тот день, – сказал Господь, – назовешь ты Меня “Иши” (муж Мой), и не станешь больше называть Меня “Баали” (хозяин Мой)” (Ошея 2:18). Это учит нас тому, что языческие примеси, которые прилепились к понятию Божественности, будут устранены, и начнется эпоха чистого Знания Господа, дающего человеку свободу и познание.
Такое глубокое изменение в сознании непременно приводит к кризисам, которые обязательно возникают при разрушении старых философских схем. И тут появляется шелуха атеизма, который возникает не из-за падения человека, а из-за потребности в появлении более чистой веры: “И уберу Я имена Баалов с уст ее, и не вспомнят их больше по имени их” (2:19).
Очищение понятий связанных с верой, в конце концов должно привести к возвращению осознания святости природы: “И заключу Я в тот день союз для них (сынов Израиля) со зверями полевыми и птицами небесными, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч, и войну уничтожу Я на земле этой, и дам им жить в безопасности” (2:20).
Очищение понятия Божественности от примесей, обещает сделать связь с Господом вечной, поскольку не будет причин, которые бы мешали ей: “И обручу тебя Мне навеки” (2:21). Из чистой веры следуют моральные ценности, которые реализуются в полной гармонии: “и обручу тебя Мне правдою и справедливостью, благочестием и милосердием”. И на этом будет выстроен мир, в котором знание Господа – это единственное занятие человека (в соответствии со словами Маймонида про будущий мир, Законы Царей 12.5). Как сказано: “И обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Господа”. (2:22).

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »