Музыка в Еврействе
Оригинал взят с сайта ontario14.wordpress.com с любезного разрешения автора сайта. Грамматика, пунктуация и оформление соответствуют оригиналу.
Итак, уважаемые господа, мы продолжаем изучение книги рава Йеhуды hа-Леви (да станет его заслуга нам заступничеством) «Кузари». Мы читаем вторую часть книги, параграф 65.
Чтобы понять параграф 65, давайте посмотрим на последний абзац параграфа 64.
«Что касается мудрости под названием ‘музыка’ — представь, какое значение народ придает пению и игре на инструментах, если он возлагает это на самых достойных, на левитов, песнопения которых звучали в великом Доме в великие моменты.»[1]
Сколько было левитов? Например, во время странствий по пустыне их было 22 тысячи. Понятно, что во времена Первого и Второго Храма их было намного больше. Ну, предположим, что их было 40 тысяч. Конечно, не все они в одно и то же время играли в Храме. Но все же — 40 тысяч человек, занимающихся музыкой и пением. Цифра впечатляет.
Левиты играют не потому, что это красиво. Это — часть поклонения Всевышнему.
«Левиты не должны были заботиться о своих материальных нуждах, ибо получали десятину и были заняты только музыкой. Это искусство высоко ценится всеми людьми, если им не злоупотребляют и если народ сохраняет благородные корни и чистоту своей природы. Первыми в этом искусстве были Давид и Шмуэль.»[2]
Царь-пророк и пророк решают, что станет правилами музыки. Достигли ли они высокого музыкального мастерства?
«Как ты понимаешь музыку, правильно ее оценили или нет?»[3]
Ответ — да. Сказал Кузари:
«Несомненно, тогда она была на вершине своего совершенства и пробуждала души. Ведь известно, что музыка изменяет душу и переносит ее из одного состояния в противоположное ему.”
И далее Кузари продолжает так:
“Но то, что было некогда, сегодня невозможно. В музыке больше нет величия, ибо ею занимаются даже прислуга и низкие люди. Она утратила свое величие, так же, как и вы.»[4]
Что такое «сегодня»? Во времена рабби Йеhуды hа-Леви, т.е. 900 лет назад. Ситуация с музыкой в самое что ни на есть Средневековье?Неважная ситуация.
Музыкой занимаются трубадуры, простонародье. Даже в Испании того времени…
— Вопрос из зала: «Почему Кузари говорит о евреях в третьем лице?»
— Да, в нескольких местах книги хазарский царь говорит о евреях в третьем лице, хотя он уже принял гиюр. Я не знаю, как это объяснить — «половинчатым гиюром» или еще чем… Все это не важно еще и потому, что данные диалоги — выдумка автора. Все претензии — к нему.
В наше время музыка, напротив, очень развита. Когда началось это развитие?Примерно в 15-м веке. Развивается т.с. «человеческий слух». Очень интересно, что у музыки есть история.
Какая разница, спросите вы? Уши у людей — такие же, как и 1000 лет назад. Чувство музыки — часть культурного развития. Почему Всевышнему понадобилось, чтобы музыка обновилась и стала развиваться?
У истории есть направление, есть периоды роста, есть периоды падений. Направление истории — всего человечества и Народа Израиля. Ясно, что если мы хотим вернуть Дух Божий Народу, хотим достичь культурных высот, то должны развивать искусства вообще и музыку в частности.
Виленский Гаон сказал: «Будь у меня достаточно времени, я занимался бы только музыкой, т.к. это — ЯЗЫК ДУШИ. Музыка убивает людей и воскрешает мертвых».
Он же говорит в предисловии к «Пеат ha-шульхан», что Моше-рабейну получил на Синае начатки мелодий, из которых вырастают все мелодии мира во все времена. Я не знаю, что послужило источником для Виленского Гаона, но интуиция говорит, что это так и есть. Многие вещи в мире являются тоном чего-либо. Идеи похожи на тональности и ноты. Их много, но мы не знаем, как их упорядочить. Мы не знаем, как играть партитуру, пока нам не зададут тональность. Я думаю, что Виленский Гаон имел в виду поиск правильной тональности в нашем мире, где говорится много слов и высказывается много идей, но ты не знаешь тона, направления этих слов.
Один еврей в Александрии, по имени Филон, объяснял значение имени «Ав hамон гоим «»отец множества народов») — так звал Бог Авраама[5].
Филон сказал, что слово «hамон» имеет значение не только «множество», но и «тон». Т.е. Авраам — это тот, кто задает тон.
Распознать правильный тон — неимоверно трудно…
Платон писал, что в каждом государстве должен существовать «Совет старейшин», который должен, помимо всего прочего, «решать — какие мелодии разрешены к исполнению, а какие — нет».
Платон понимал всю силу влияния музыки на душу.
В Китае решение добавить музыкальную ноту (в китайской нотной системе) должен был принимать только император, после совещания со своими советниками.
То, что сегодня каждый может играть и публиковать любую музыку — это неправильно.
Сейчас некоторые задают вопрос: «Почему бы израильскому филармоническому оркестру не сыграть произведения Вагнера?»
Им отвечают: «Нет, нельзя, т.к. следует быть тактичными и считаться с чувствами спасшихся от немцев. Не волнуйтесь, скоро эта проблема рассосется и, наконец-то, мы сможем исполнять и слушать великого композитора».
Этот аргумент противников исполнения Вагнера — идиотизм чистой воды. Тот, кто это говорит — думает, что понимает что-то в культуре и искусстве. Однако, он показывает свое полное невежество.
Некоторые говорят: «Да что вы! Это же ВСЕГО ЛИШЬ музыка! Это ВСЕГО ЛИШЬ искусство!»
Тот, кто так считает — не понимает значения человеческой души.
Есть «нечистая» музыка, «музыка зла», которая пробуждает в душе самые темные ее стороны. И тот, кто не понимает, что музыка Вагнера — именно такая, — тот ничего не смыслит в музыке вообще.
Совершенно неслучайно, что именно еврей — ненавистник Израиля — возглавляет у нас про-вагнеровский фронт.
***
— Вопрос зрителя web-трансляции: «Изменились ли в наши дни галахические законы, касающиеся прослушивания музыки?..»
— Я не знаю, о чем ты говоришь… Что это за законы такие? Может быть, ты имеешь в виду музыку, которая пробуждает злое начало в человеке? Не надо ее слушать. То же самое касается музыки, содержащей ересь. То же самое касается мелодий идолопоклоннических культов. Все остальное — слушайте. В чем проблема?
— Вопрос зрителя web-трансляции: «Уважаемый рав, почему надо так все усложнять? Неужели нельзя просто слушать музыку, которую поставили как фон для чего-нибудь?»
— Отношение к музыке как к «фону для чего-либо» — это неуважение к этому великому искусству. Это все равно, что ван Гогом оклеивать стены в спальне. Тот, кто это делает — не понимает ничего в изобразительном искусстве. Музыка — это язык души! Это — не усложненно, это — глубоко!
— Вопрос зрителя web-трансляции: «Как во всем этом выглядит электронная музыка? Что она говорит о современном человеке?»
— Это важный вопрос. В философии сегодня есть тенденция к расчленению понятий. Тенденция в музыке — расчленение звуков. Понятие «гармония» уходит из сегодняшнего музыкального мира.
В определенном смысле, можно сказать, что это — «музыка отсутствия».
Искусство — это последнее, итоговое выражение духовной ситуации любой цивилизации. Через искусство можно распознать коллективную душу общества. Если внутри у тебя что-то есть — искусство показывает это. Если у тебя внутри ничего нет — искусство показывает и это тоже… Наверное, поэтому… Нет, я ничего не буду говорить об израильском искусстве…
— Вопрос зрителя web-трансляции: «Вы можете в одном предложении сформулировать, что такое музыка?»
— Ответ: «Язык души».
— Вопрос из зала: «Как именно музыка убивает и воскрешает из мертвых?»
— Если моей душе сейчас будет позволено делать все, что она пожелает — что случится?Я умру. Так? Ведь душа стремится к Богу. Слава Богу, что Бог создал систему противовесов, которые нас держат в этом мире. Что это за противовесы? Наше «злое начало» («йецер hа-ра»). Злое начало — любовь к этому миру.
Музыка высших миров затрагивает струны души таким образом, что душа может уйти к Богу. Как сказано в Гмаре: солдаты Санхериба умерли, т.к. слушали песнь ангелов…
***
Музыка важна, но музыка — не есть ценность сама по себе. Идея, что музыка есть ценность сама по себе — в основе своей — идолопоклонническая.
«Искусство ради искусства» — тип язычества.
Мы говорим о музыке, как о «проявлении святости», «инструменте святости».
Как сказано:
«А теперь приведите ко мне музыканта. И когда заиграл музыкант («ке-наген hа-менаген«), была на нем (на Элише) рука Господня (дух пророческий)»[6].
Магид из Межерича сказал: «ке-наген hа-менаген» означает, что музыкант сам стал музыкальным инструментом…
Конечно, Вагнер — не единственный пример… Есть еще подобные ему, но Вагнер — символ, выражающий нацистский дух более явно, чем другие.
Здесь вопрос и такта и способности чувствовать искусство. Нет галахот, запрещающих слушать Вагнера, но есть здоровый дух нации, различающий добро и зло.
(из комментариев раввина Ури Шерки на книгу р.Йеhуды hа-Леви «Кузари», сделанных во время лекции в «Махон Меир»)
Примечания:
[1]- Йеhуда hа-Леви, «Кузари» 2:64 [2]- Йеhуда hа-Леви, «Кузари» 2:64 [3]- Йеhуда hа-Леви, «Кузари» 2:64 [4]- Йеhуда hа-Леви, «Кузари» 2:65 [5]- Берешит 17:5 [6]- Мелахим II, 3:15