Нет ничего тайного…
Недельный раздел «Ки Таво» («Когда придешь»), книга «Дварим» («Второзаконие»)
Войдя в Землю Израиля предстоит провести еще одну процедуру: «И приказал Моше народу в день тот, сказав: Эти встанут благословлять народ на горе Гризим по переходе вашем Йардэна: Шимон и Леви, и Йеуда, и Иссахар, и Йосэф, и Биньямин.
И эти встанут на проклятие на горе Эйваль: Рэувэн, Гад и Ашер, и Звулун, Дан и Нафтали.
И ответят левиты, и скажут всему мужу Исраэля голосом громким:…» (Дварим 27, 11-14).
О благословениях мы уже неоднократно говорили, поговорим о проклятиях.
Тора перечисляет ряд проступков, совершение которых навлечет проклятие. На первый взгляд проступки эти внутренне не связаны друг с другом. Просто из общего числа запретов Торы (248) выбрано 12. Кажется, что общего у запрета изготовления идола, передвижки полевой межи, судебной взятки или «лежания» со своей сестрой? Но сама грандиозность предписанной процедуры заставляет эту общность искать.
Четыре проклятия из 12 относятся к сексуальным преступлениям: «Проклят лежащий с женой отца своего, потому что открыл край отца своего – и скажет весь народ: амэн! Проклят лежащий со всяким скотом – и скажет весь народ: амэн! Проклят лежащий с сестрой своей: дочерью отца своего или дочерью матери своей – и скажет весь народ: амэн! Проклят лежащий с тёщей своей – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 20-23). Из всего многообразия запрещенных связей выбраны три: жена отца, сестра и теща, а к ним (между ними!) добавлен запрет скотоложества. Можно предположить между ними одно общее свойство: эти дела делаются в тайне, скрытно от посторонних глаз. Поэтому и выбраны три запрещенных связи для примера и не упомянуты многие другие, не менее строго запрещенные. Если мы примем «тайность» за общее качество, это позволит по-новому взглянуть и на другие проклятия.
«Проклят Муж, который сделает изваяние и литое, отвращение Ашем, изделие рук резчика, и положит в тайне – и ответят весь народ, и скажут: амэн!» (Дварим 27, 15).
Понятно, что никто не поставит открыто объект идолопоклонства у своего дома. Наказание за это – смерть. Но проклятию подлежит и тот, кто сделал идола для внутреннего употребления, «и положит в тайне».
Для многих народов действует принцип: «мой дом – моя крепость», все, что происходит внутри дома – дело исключительно внутрисемейное, но Тора указывает: «Проклят унижающий отца своего и мать свою – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 16). Понятно наказание грабителя и вора, когда он изобличен свидетелями и уликами. Но и тот, кто ночью, тайно переставил колышки, отмечающие край поля, «Проклят передвигающий границу ближнего своего – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 17).
В дороге встретились двое, других свидетелей нет, да и один из них слеп и не видит того, к кому обратился за помощью: «Проклят вводящий в заблуждение слепого в дороге – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 18). А вот кажется и противоречие: «Проклят склоняющий суд гера, сироты и вдовы – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 19). Причем тут тайна? Ведь судебное действие всегда открыто и публично (происходит в воротах города)? Само судебное заседание открыто, но некто может попробовать заранее в тайне (!) уговорить судью вынести неправильное решение. «Проклят бьющий ближнего своего в тайне – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 24) – кажется, комментарий не требуется. «Проклят берущий взятку, чтобы побить душу крови чистой – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 25). А здесь проклятию подлежит и наемный киллер, и судья, готовый за деньги осудить невинного. Понятно, что передача таких денег проходит скрытно.
Зачем именно сейчас необходимо особое внимание к подобным проступкам?
Сорок лет мы жили в условиях военного лагеря и любое действие проходило на глазах соседей, десятников, сотников, тысячников… Любой проступок, будь то сбор дров в шабат, проклятие Имени или связь с моавитянкой немедленно становился явным для всех и получал соответствующую оценку. Иное – в Стране, где каждый будет сидеть в своем доме, «у источника своего» и «у виноградника своего». Ситуация отсутствия видимого контроля создаст дополнительный соблазн. От этого Всевышний нас и предостерегает: «Проклят, который не осуществит слов Торы этой делать их – и скажет весь народ: амэн!» (Дварим 27, 26).
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.