Раши о диалоге с христианами в наши дни, рав Ури Шерки
В начале. Сказал раби Ицхак: “Надлежало бы начать Тору со (стиха) “Этот месяц для вас – глава месяцев” [Шмот 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с בראשית (с сотворения мира)? Потому что “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им наследие народов” [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: “Разбойники вы, захватившие земли семи народов”, то (сыны Израиля) скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам”. (Раши)
Мы разбираем комментарий Раши на слова «В начале»: «Почему Тора начинается с «Берешит» (сотворения мира). Потому что “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им наследие народов” (Псалмы 111, 6)».
На первый взгляд, это странно – зачем приводить стих, который говорит, что Земля[1] – наследие народов, если ты хочешь доказать обратное? И ещё вопрос: о каких народах идёт речь? Если это народы, которые верят в Тору, то они и так знают, что земля Израиля обещана праотцам. А если речь идёт о народах, которые не верят в Тору, тогда им всё равно, что написано в Торе. И ответ в том (так объясняет рав Ашкенази[2]): здесь говорится о народах, которые верят в Тору. И кто эти народы, которые верят в Тору – это христиане.
На сегодняшний день есть около двух миллиардов неевреев, которые верят в Тору. И в чём их претензия? Она не в том, что Земля Израиля – не наша. Если вдуматься в их слова, они говорят: «разбойники вы, которые захватили…» Они не оспаривают само право владения. Они не говорят: «в ваших руках награбленное», подобно тому, как приводится в мидраше. Но согласно той версии, что приводит Раши, здесь говорится о народах, которые утверждают, что мы захватили: «Несмотря на то, что это принадлежит вам, нет у вас права захватывать, пока Сам Святой, Благословен Он, во всей Своей славе не подаст вам это на серебряном подносе». И это построено на принципе, что человек недостоин. Согласно христианской идеологии, у человека нет права что-либо взять, потому что он грешен по своей сути, от рождения. И только если сам Бог, по Своей высшей милости сделает ему подарок – тогда ему позволено взять. И поэтому они говорят: «разбойники вы, которые захватили…»
И действительно, эта претензия была озвучена в свое время самим Папой Римским, когда его посетила Голда Меир, глава правительства Израиля. Первое, что он сказал ей: «Я потрясён насилием, которое проявили евреи в Святой Земле». Обратите внимание на его выражение – он не сказал «это не ваше», он сказал «что это за насилие?». И тогда она ответила ему по Раши: «Но ведь это наше!» Здесь есть теологическая пропасть. Кстати, я хочу отметить, что хотя Голда Меир не из тех, кто ходит в бейт-мидраш[3], её спонтанная реакция была иудейской: если это моё, то у меня не только есть право применить силу, но, возможно, есть и обязанность применить силу, чтобы реализовать это право для установления справедливости в мире. И это то, о чём говорит Раши: «Силу дел Своих явил Он народу Своему».
Получается, в главе Берешит есть ответ на эту претензию. Где мы видим в главе Берешит, что Всевышний дарит Свои подарки так, чтобы человек использовал силу, право сильного, чтобы взять их? Это прямо написано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и захватывайте её»[4]. Получается, Раши должен был написать такой комментарий на этот, 28-й стих. Но Раши понимает, что в словах «В начале Бог сотворил Небо и Землю», слово Земля означает Землю Израиля. И вот доказательство: ребёнок, который изучал в Талмуд-Тора[5] стих «В начале Бог сотворил Небо и Землю», спросил: «А когда Бог сотворил заграницу?» То есть, слово «Земля» в простом понимании обозначает на иврите Землю Израиля. А где же тогда заграница? Это Небо. За границей Всевышний постигается через небесное, а в Земле Израиля через земное.
Согласно этому, получается, что народы полагают, что человек должен получить землю в наследие, так же, как человек получает наследство, не прилагая усилий. В то время как у нас это подарок, чтобы получить который, нужно приложить усилия. И это то, о чём сказано: «силу дел Своих явил народу Своему…» – раскрыл аспект проявления силы в творении, «… чтобы дать им…» – в подарок то, что народы получают в наследство. Обратите внимание, что стих в Берешит, в котором это говорится – 28-й, а 28 в буквенном обозначении числа – это «каф-хет», т.е. сила (коах на иврите) – «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им наследие народов»
И продолжает Раши: «Скажут им: “Вся земля принадлежит Всевышнему … и Он дал ее тому, кто Ему угоден (букв. прямой в глазах Его)». То есть, существует моральный критерий для получения Земли, но этот моральный критерий основан не на видении человека, но на видении Бога. И это то, о чём сказано: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден». Есть высший моральный критерий, и его Всевышний встроил в саму землю. Вся земля принадлежит Всевышнему, Он сотворил её и отдал тому, кто прям в глазах Его. То есть, Он дал землю согласно принципу, который присутствовал уже при сотворении Земли – что эта Земля не принимает тех, кто совершает преступления. Тогда получается, что если наши отцы были праведниками, но не получали Землю Израиля на протяжении долгого времени – это знак, что они были праведниками, но не были прямыми. И если мы получили эту землю в нашем поколении – это знак, что мы прямые, даже если мы не праведники. Критерий здесь – прямота[6], а не праведность в религиозном понимании.
– Что называется прямотой?
– Прямота – это прямота качеств. Ведь строители Земли[7] говорили: «Мы пришли на эту землю, чтобы строить на ней, и чтобы она строила нас». Что значит «она строила нас» – они хотели построить новый тип еврея-социалиста, цельного, живущего на земле, красивого – такого, кто не умеет обманывать. Это было немного наивно, идеалистично, утопично. Но это выражало определённое намерение, намерение создать прямого человека, в противоположность искривленному человеку галута. Как сказал раби Залман из Воложина, брат раби Хаима из Воложина, одного из учеников Виленского Гаона: «Проклятие галута в том, что галут сделал нас народом торговцев. А невозможно, чтобы целый народ занимался торговлей, и не было бы обманщиков».
И об этом сказано «дал её прямому в Его глазах»: желание стать прямым – это то, что привело нас в конечном счёте на Землю Израиля в нашем поколении.
(ответ на вопрос) Здесь не говорится ничего о претензиях мусульман, потому что мусульмане не верят в Тору. Они верят в часть событий, описанных в Торе, но утверждают, что текст искажён христианами и иудеями. И поэтому с мусульманами не может быть диалога на взаимном доверии. В противоположность этому, христиане принимают Тору в том виде, в каком она есть у нас, просто они дают ей другое толкование. Об этом говорит Рамбам: если мы объясним им, они поймут. И Рамбам говорит: можно обсуждать вопросы теологии с христианами и нельзя с мусульманами. Если так, значит Рамбам верит в то, что, во-первых, возможно убедить христиан, во-вторых, ему не приходит в голову, что в беседе иудея с христианином, христианин сможет повлиять на иудея. Рамбам в своей интеллектуальной прямоте не мог даже представить себе такую возможность.
Тогда что значит «По воле Своей Он дал ее им»: «по желанию Своему» – это значит, когда они будут желанны в Его глазах. И Раши говорит в нескольких местах, что всякое место, где в Писании сказано «желание» – это apciement по-французски, то есть, желанно. Таково объяснение Раши.
[1] ѓаАрэц – Земля (с определённым артиклем ѓа-) на иврите может означать как планету Земля, так и Землю Израиля
[2] рав Иеhуда Леон Ашкенази (Маниту) (1922, Алжир — 1996, Иерусалим) — еврейский философ каббалист один из ведущих преподавателей иудаизма во Франции после Второй Мировой войны. Рав Ашкенази обладал глубокими знаниями в еврейском традиционном учении и, вместе с тем, был широко образован в области современной западной мысли. В углубленном изучении философии, он видел средство для познания Торы, а не самоцель. В своем учении, р. Ашкенази основывался на трудах рава Йосефа Джекатилы, Маhараля, Рамхаля, hа-Шла hа-Кадош, рава Элияhу Бенамозега, рава Авраама Ицхака Кука и рава Иеhуды Ашлага (автора комментария “Сулам” к книге Зоhар).
[3] Место изучения Торы, в отличие от хедера и йешивы бейт-мидраш был местом, где любой член общины мог в субботу и в часы, свободные от мирских занятий в будние дни, заниматься изучением Торы.
[4] Берешит 1:28 – кившУа – букв. завоёвывайте, захватывайте её – здесь использовано то же слово, что и в словах народов из комментария Раши. Интересно, что и номер стиха (28) соответствует численному значению (гематрии) слова «кОах» – сила.
[5] Талмуд-Тора – еврейские учебные заведения для мальчиков, для подготовки к поступлению в ешиву.
[6] Честность, прямота.
[7] Первые сионисты, заселявшие Землю Израиля в начале 20 века.