Ноах – человек приземленный или человек с большой буквы?
Мы обязаны осознавать, что главное в работе - не «адама», земля, а «адам» - Человек
проф. Авиад Ѓакоѓен, президент академического центра «Шаарей Мада ве-Мишпат»
«И Ноаха с любовью вспомнил» – эти слова из порядка поминаний в молитве Мусаф на Рош Ѓашана произносились нами совсем недавно. И как бы сам по себе напрашивается вопрос – почему именно о Ноахе сказано «с любовью», в отличии от остальных поминаний в молитве?
Известно, что личность Ноаха можно оценить двойственно – как положительно, так и отрицательно – к хвале, и к хуле. Эгоист-праведник в «индивидуальной шубе», праведник, который считается таковым только на уровне своего поколения, а будь он в поколении Авраѓама, так вовсе не считался бы таковым – вот такую оценку дает Ноаху Раши. «Вовсе», то есть спасенный со своим семейством от потопа, но не ударивший пальцем о палец для спасения других.
И вот после потопа Ноах выходит из ковчега в уцелевший мир. Он, жена, его сыновья со своими женами. Перед его глазами предстает ужасная картина – мир разрушен, опустошен. У Ноаха нет слов описать всю трагедию. Его молчание выразительнее красноречивых речей.
Прошел год. Ноах начинает отстраиваться. Приносит жертвы на жертвеннике. И Всевышний благословляет его, заповедуя ему: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», начиная все сначала. При этом Он подчеркивает самое главное – ценность человеческой жизни и запрет кровопролития.
«Только плоти при ее душе, ее крови (דם) не ешьте. Но только за вашу кровь ((דמכם; за души ваши взыщу… И от руки человека (אדם), от руки того, кто брат ему, взыщу за душу человека. Кто прольет кровь человеческую (אדם), человеком (אדם), кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека (אדם)».
את דמכם לנפשותיכם אדרוש… ומדי האדם, מיד איש אחיו, אדרוש את נפש האדם. שופך דם האדם, באדם דמו ישפך, כי בצלם א-להים, עשה את האדם“.
И невольно, по ассоциации с этим четырех- или пятикратным повторением слова «адам» (человек), вспоминается определение Ноаха в продолжение главы: «И начал Hoax, господин земли, и насадил виноградник».
Не человек, который в Человеке – «иш ѓа-адам», а человек земли – «иш ѓа-адама». И в чем здесь разница?
Раши пишет к этим стихам – «иш ѓа-адама»: человек земли – это владелец земли.
Ибн Эзра объясняет, что «иш ѓа-адама», человек земли, выражает осведомлённость Ноаха в вопросах земледелия: «он знает земледелие, а это сложная наука».
Рамбан же, в противоположность этому, видит в таком определении Ноаха его «властвование» над землей (земными ресурсами), наподобие современных нам олигархов, и сравнивает его с Эсавом, про которого сказано «иш садэ» – человек поля. То есть, «иш ѓа-адама» выражает преданность Ноаха земле, для которого она стала не только самым важным, но и вообще единственным занятием.
И рав Аѓарон Лихтенштейн указывает, что описываемое далее опьянение Ноаха можно понять, как опьянение от его успехов в земледелии и в виноделии.
Это можно понять как подпадание под власть собственного успеха, власти, силы, денег, отдаления от духовной жизни и святости, и полное подчинение материальным запросам. В соответствии с мидрашом мудрецов: «И начал Ноах – и начал опускаться духовно». ויחל נח – שעשה עצמו חולין
И это трудно понять – в чем тут смысл осуждения Ноаха? Ведь учит Рейш Лакиш из слов Всевышнего после потопа («плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю»), что «нееврей, соблюдающий субботу (праздный человек), заслуживает смерти»? Так что же предосудительного нашли тогда мудрецы в поведении Ноаха?
Предваряя свое объяснение, рав Аѓарон Лихтенштейн приводит слова мидраша: «Сказал рабби Бар Хия: более любим Моше, чем Ноах. Ноах, сначала называвшийся праведником, потом называется человеком земли, а Моше – сначала египтянином (человеком Египта), а потом человеком Всевышнего». И добавляет: «земледелие само по себе – важное и жизненно необходимое занятие, и не из-за него критиковали мудрецы Ноаха. Его падение выражалось в определении его как «человека земли» – «иш ѓа-адама».
Все то время, пока Ноах был праведником и занимался земледелием, не было ничего ущербного в его деятельности. Но когда он превратился в «человека земли», тогда его занятие стало формировать его личность, превратив успех его деятельности в неудачу.
При выходе из ковчега Ноах обнаружил землю разрушенной и безлюдной и, исходя из высокого духовного посыла, основываясь на том, что «не для хаоса Всевышний создал ее (землю), а для обживания», осуществлял предназначение Всевышнего, становясь Его соучастником в миротворении и в заселении земли повторно.
Однако, по прошествии какого-то времени эта возвышенная задача стала затушевываться, и обработка земли превратилась в самодовлеющую задачу.
И, отражая процесс превалирования этого занятия над его личностью, Писание, соответственно, меняет отношение к нему, и праведник, «иш цадик», превращается в «иш ѓа-адама», человека земли.
И, если хотите, порицание Ноаха было из-за его превращения в человека земли «иш ѓа-адама», а не Человека в человеке – «иш ѓа-адам». Его тотальное порабощение землей, материальным, пренебрежение духовным и социальным аспектами, превращение в бездушного олигарха.
Подводя итог, можно сказать, что недельный раздел Ноах учит нас тому, что, занимаясь освоением мира, восстанавливая разрушенное и улучшая созданное, мы обязаны осознавать, что главное в этом процессе – не «адама», земля, а «адам» – Человек в человеке.