На этой неделе мы читаем в hафтаре отрывок из пророка Иермияhу (34:8-22, 33:25-26). В этом отрывке рассказывается о союзе, заключенном в последние дни Иерусалима между Цидкияhу, последним царем Иеhуды, и главами народа. Этот союз основывался на общем согласии освободить всех еврейских рабов и рабынь. Представляется, что этот союз предполагал не только обеспечить соблюдение заповеди Торы, об освобождении рабов по истечению шести лет, но и отменить совершенно рабство в отношении евреев. (По-видимому законы рабства в это время не соблюдались правильным образом. Это видно из того, что были освобождены как рабы, так и рабыни. При этом, по еврейскому закону любая рабыня должна быть освобождена сразу по достижению ею 12 лет – а освобождение в знак союза рабынь показывает, что их держали в рабстве и после этого возраста). Этот союз должен был обеспечить соблюдение заповедей Торы, которая дозволяет рабство евреев только на ограниченный срок. Полной отменой рабства, главы народа, по-видимому, хотели укрепить союз наших праотцев, вышедших из Египта из рабства на свободу. Они считали, что если союз вышедших из Египта требовал частичной отмены рабства в Израиле – то полная отмена его укрепит союз, и тем самым поможет спастись от вавилонского завоевания.
Однако, народ не смог выполнить своих обязательств, и снова поработил рабов и рабынь, которых прежде освободили (ст. 11). И в этой ситуации пророк напоминает закон Торы, ограничивающий рабство шестью годами. (Описание его отличаются от описания союза Цидкияhу, здесь упоминаются только рабы, но не рабыни, так как по еврейскому закону, еврейская рабыня не обязана служить шесть лет). Пророк говорит народу: Если бы вы могли хотя бы соблюдать то, что требует Тора, и не пытались вести себя еще лучше, пытаясь сделать так, как угодно Богу – но вы не смогли выполнить даже необходимого минимума…
То, что происходит вслед за заключением союза, аналогично происходящему после заключения союза на Синае, после которого сразу происходит падение и поклонение Золотому тельцу. От сильного стремления к Божественному – народ скатывается к идолопоклонству. И представляется, что именно на это намекает пророк, описывая союз заключенный во времена Цидкияhу: “тельцом, которого рассекли они надвое и меж частями которого они прошли” (ст. 18). И хотя комментарий Раши (Бытие 15:10) говорит: “При заключении союза было принято рассечь животное и пройти между его частями, как сказано: “которые прошли меж частей тельца” (в Ирмеяhу 34:19)”, сомнительно все же, что это делали при церемонии заключения союза во времена Эзры. И правильнее было бы рассматривать слова пророка, как метафору, в которой он дела предводителей народа уподобляет поклонению тельцу.
Но как поклонение тельцу не отменяет вечный союз народа Израиля, – также и то, что случилось во времена Иермияhу, не приведет к тому, что народ Израиля будет пренебрежен навечно. И поэтому наша hафтара заканчивается двумя стихами, которые в тексте предшествуют рассказанной истории, и они обещают, что Всевышний никогда не оставит потомство Авраама, Ицхака и Якова и дом Давида (ст. 33, 25-26)
Не отойдет от Йегуды скипетр, ни законодательство от потомков его. Покорятся народы ему, пока полный покой не придет. (Брейшит 49:10).