Молитвы и жертвоприношения
Никогда не было постановления раввинов о замене жертвоприношений на молитвы. Разрушение Храма привело к прекращению жертвоприношения.
Важным вопросом является, какая связь между молитвами и жертвами.
Есть три разных описания источника молитв. Один из них, это тот, о котором вы говорите: “молитвы соответствуют жертвоприношениям”, второй: “молитвы установлены нашими праотцами”, и еще есть традиция, что мужи Великого Собрания установили молитвы.
Нет сомнения, что еще до дарования Торы люди молились. Молитва – это самая естественная вещь для верующего. Понятно, что наши праотцы молились, и об этом упоминается в Торе!
Но есть сомнение по поводу того, была ли форма молитв в эпоху до Второго Храма идентична той, которая принята сегодня.
Есть разногласие у мудрецов по поводу того, следует ли устанавливать молитвы в определенные часы. Раби Элиэзер был учеником раби Иоханана бен Закая, того, кто покинул Иерусалим во время разрушения второго Храма чтобы продолжать преподавать Тору мудрецам в Явнее. И раби Элиэзер, молитва которого обладала большой силой, считал, что человек не должен устанавливать для себя постоянную молитву. Его мнение не было принято в качестве закона, и мудрецы решили, что нужно молиться в определенное время. Все это говорит нам о том, что постановление о том, что молитвы должны быть в определенные часы дня, было принято уже после разрушения Храма.
В Храме тоже были молитвы, и там они были связаны с принесением жертв. Существовала логическая связь между конкретными жертвами и молитвами, которые произносились в это время.
Поэтому понятно, что разногласие по поводу молитвы, установлена ли она в соответствии с определенными жертвоприношениями – может рассматриваться в двух аспектах: академически-историческом, или философском.
- 1. Молились ли во времена Храма за пределами Храма?
- 2. И если да, то какие молитвы?
Таким образом, понятно, что молитвы, которые мы молимся сегодня – “соответствуют жертвоприношениям” не как замена, которая произошла по нашей инициативе, а потому, что мы пытаемся реализовать что-то из того, что происходило в Храме.