Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Ремонт Храма и важность общности народа

В эту Субботу, субботу раздела Ваякhель, в сефардских общинах, в hафтаре читают отрывок из Второй книги Царей (11:17 – 12:17). В нем рассказывается, как Иоаш, царь Иудеи, на двадцать третьем году своего царствования провел ремонт повреждений в Храме. И это произошло в тот же год, когда в Северном Израильском царстве умер царь Иеhу (как это видно из стиха 13:1). Представляется, что это не случайное совпадение.
Во времена, когда в Северном Израильском царстве правил Иеhу – в Южном царстве, в Иудее, происходит небывалый духовный подъем. Первые семь лет правления в Израиле Иеhу, который искоренял служение Баалу – совпадают со временем нечестивого правления в Иудее царицы Атальи, которая преследовала дом Давида и насаждала идолопоклонство Баалу. Это был первый случай, когда в Северном царстве сосредоточилось служение Всевышнему, а в Южном – идолопоклонство. Единственным грехом поклонения, которой все еще оставался в Северном царстве в то время, было поклонение тельцам, установленным еще Иероваамом – а это поклонение, по мнению р. Иеhуды hа-Леви (Кузари 4,13) не было идолопоклонством, а было “служением на жертвенных возвышениях”. Подобное “служение на жертвенных возвышениях” продолжалось и в Иудее почти все время существования Первого Храма. Как сказано (12:4): “Народ еще приносил жертвы и совершал воскурения на жертвенных возвышениях”. При этом тельцы Иероваама представляли собой конкуренцию Иерусалимскому Храму.
В сложившейся обстановке поклонения Баалу в Иудее – возможно, что люди, которые хотели служить Всевышнему, начинали сомневаться, не предпочтительнее ли им пойти к этим тельцам, чем в Храм. И они не хотели вносить пожертвования на укрепление и ремонт Храма, несмотря на то, что так указал им царь Иоаш (12:5-6). И поэтому в Храме постепенно накапливались повреждения. Но, когда умер Иеhу и вместо него царем Северного царства стал Иоахаз, который не пошел по пути Всевышнего, как написано в стихе (13:2): “И делал он то, что было злом в очах Господних”, – в такой ситуации в Иудее укрепилось понимание того, что те, кто хотят служить Всевышнему, должны укрепить Храм, и они начали больше приходить в Храм и помогать его восстановлению.
Существует параллель между сбором пожертвований на ремонт Храма во времена Иоаша, который описан в нашей hафтаре, и сбором “половины шекеля”, описанным в отрывке из Торы “шекалим”, который мы тоже читаем в эту субботу. И то и другое происходит после того, как народ оставляет тельцов. В одном случае это происходит после служения Тельцу в пустыне, а во втором случае, когда они оставили служение тельцам установленным Иеровоамом в Бейт Эле и Дане. В книге Хроник (II, 24:9) рассказывается, что Иоаш собрал с народа “подать, возложенную Моисеем, рабом Божьим, на Израиль в пустыне”. А именно – половину шекеля, как это было сделано для построения Скинии. И этой идее соответствует подход Раши (Исход 31:18), который говорит, что указание о построении Скинии было дано после греха Золотого Тельца.

В “служении на жертвенных возвышениях” проявляется склонность к разобщению, недостаток в любви к общему. Служение тельцу в пустыне возникло из страха, что исчезновение Моисея приведет к расколу. Служение идолам Иеровоама, появилось потому, что он боялся, что народ вернется к Дому Давида. Исправлением всему этому служит любовь и приверженность к общему, к народу Израиля в целом – которая проявляется в пожертвовании на Храм. Поэтому не присоединяли к этим деньгам – деньги пожертвованные на принесение жертвы “хатат” и на жертвы “ашам” (12,16), которые символизируют трепет, а не любовь.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »