7 заповедейОсновные понятияРав Ури ШеркиСемь законов сыновей НоахаСтатьи-Семь законов потомков Ноаха

Воровство

Праведники больше привязаны к своему имуществу, чем к своему телу.

Запрет воровства

 Четвертый запрет закона ноахидов – запрет воровать. Не обкрадывать своего ближнего, уважать его собственность – эта моральная ценность, в общем, признается всем человечеством. Даже в обществах, сочувствующих коммунистам, в целом, есть понимание, что существует минимум собственности человека на некоторые вещи, и можно почти утверждать, что идея собственности так же стара, как мир.
Воровство во всех его видах

Закон ноахидов так же, как закон Торы, запрещает воровство, как написано: «Не укради» Однако воровство имеет многочисленные модальности, а именно, бывает воровство времени своего ближнего, воровство его чести, его благ или даже причинение ущерба его благу без совершения, собственно, воровства. Галаха – закон евреев доходит до того, что помещает среди запретов воровства задержку заработной платы. А именно, если работодатель и запаздывает на несколько дней с выдачей зарплаты, он нарушает запрет воровства тем, что удерживал принадлежащее вашему ближнему некоторое время у себя. Очевидно, что ущерб от воровства может быть компенсирован. Соглашения могут определять наказание за установленные опоздания с выплатой заработной платы, наряду с прочими модальностями воровства.

Имущество – добро

В общем, следует осознать всю тяжесть воровства. Это настолько тяжелое преступление, что в некоторых обществах оно наказывалось смертью. Причина проста. Существует, на самом деле, связь, по- настоящему сильная, между человеком и вещами, которые ему принадлежат. Речь не идет только об использовании вещей, как например, я могу использовать объект, который мне принадлежит и выбросить его однажды, когда я перестану его использовать. Часто устанавливается подлинная связь, практически идентичность между человеком и его вещами. Не связь скупца, который не может оторваться от своих кусков золота. Напротив, талмудическая традиция говорит нам, что праведники привязаны к своему имуществу сильнее, чем к своему телу, и по очень простой причине: а именно, тело действительно не важно, тогда как с помощью вещей, с помощью имущества, можно делать добро, отсюда и другое название имущества – «добро». Так что отрывание от другого человека какой-либо вещи, к которой он привязан, может рассматриваться как отрывание части его бытия, как повреждение целостности его личности. В некотором смысле это похоже на убийство. Таким образом, становится понятна вся тяжесть воровства.

Уважение к человеку

Приобретая необходимую чувствительность к имуществу своего ближнего, человек начинает уважать целостность его человеческой личности, поскольку осознает, что эта личность не ограничивается телом и его жизнью, но простирается также и до тех пределов, до которых она смогла достигнуть. С такой точки зрения на имущество человека начинается продвижение в сторону основания совершенной и абсолютной человеческой морали.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »