Война с Амалеком
Пинхас Полонский
Комментарий к Торе: к субботе перед Пуримом
Суббота перед праздником Пурим – это Шабат Захор, “Суббота памяти о войне с Амалеком”. Заповедь этой войны дана в Торе так:
“Помни, что сделал тебе Амалек на пути, при Исходе из Египта.
Как он напал на тебя в дороге и перебил у тебя всех отстающих и ослабевших, а ты был изнурен, утомлен, и не боялся Бога.
И вот, когда Господь, Бог твой, даст тебе в твоей земле покой от всех врагов твоих – сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь”. (Второзаконие 25:17).
Почему об Амалеке, единственном из еврейских врагов, есть специальная заповедь “помнить”? И почему здесь подчеркнуто “и не боялся Бога” – какое это имеет отношение к войне? И что значит “ты был изнурен, утомлен”?
Обычно Амалека отождествляют со всеми “принципиальными врагами евреев”, слова “и не боялся Бога” относят к Амалеку (“он не боялся Бога и поэтому напал”), а смысл “памяти” понимается как “не забудь уничтожить врага, а то он опять нападет”.
Однако возможно и иное прочтение.
При нем главной характеристикой Амалека является “нападение по дороге, при Исходе”. Амалек появляется только в процессе Исхода, он является порождением (оборотной стороной) самого Исхода. Слова “и не боялся Бога” относятся к евреям (а не к Амалеку). А помнить об Амалеке нужно из-за того, что он встречается в еврейской истории очень редко – только тогда когда происходит Исход, а это было всего три раза за всю еврейскую историю.
Исход это ситуация ухода из Изгнания и возвращения в Страну, и это было при уходе из Египта (построение Первого Храма), возвращении из Вавилона (построение Второго Храма), и третий раз сегодня – когда еврейский народ собирается в своей Стране для построения Третьего Храма.
И в каждый из этих Исходов есть проблема “боязни Бога” – вроде бы уже можно идти, но часть евреев не верит в это, не верит что нас ведет Всевышний, и поэтому отстает. Именно на них нападает Амалек.
Первый раз это было нападением при Исходе из Египта. Надо было идти вперед, но евреи медлили, им во всем виделись проблемы – и поэтому пришел Амалек. Только победив в войне, египетские рабы почувствовали себя полноценным народом, и смогли пойти на гору Синай получать Тору.
Второй раз это было когда евреи выходили из Вавилона и строили Второй Храм. Казалось бы, царь Кир дал разрешение, нужно было всем возвращаться в Иудею – но народ медлил, “не боялся Бога”. В итоге против евреев встал Аман, произошла история Пурима – и именно тогда евреи осознали значение Торы, “еще раз сами приняли ее на себя”.
И третий раз это произошло в нашем веке. Казалось бы, есть Декларация Бальфура и разрешение Лиги наций. Но еврейский народ медлит, он не верит что исторический процесс ведет Всевышний – и тогда пришла Катастрофа Второй мировой войны и во время этой войны Амалек сегодняшнего дня.
При этом войну с Амалеком нельзя рассматривать в категориях “награды и наказания”. Не потому Амалек приходит что некоторая часть евреев виновата и “отстает” – а потому что в процессе Геулы отставание неизбежно. И так же Амалек неизбежен. Потому что победа над Амалеком – это необходимая часть Исхода.
Победа над Амалеком нужна для того, чтобы научить евреев вере в Бога. Вера – это не просто соблюдение заповедей. Вера – это доверие Богу, который управляет миром вокруг нас, это доверие к тому что исторический процесс это и есть проявление Бога на земле.
И поэтому сегодня вера в Бога – это понимание роли Государства Израиля как трона Божественного присутствия в мире. Продвижение такого уровня веры – это и есть сегодня “стирание памяти об Амалеке”.
——✶——
Данная статья основана на комментарии к Торе «Библейская динамика» http://ejwiki-books.com/pvd.html