Недельная главаПророкиРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава Торы

Устройство мира идей

В субботу раздела Тецаве мы читаем в hафтаре отрывок из книги Иехезкиэля (43:10-27), и в нем пророк описывает план Храма, который должен быть построен в будущем. Его устройство во многих деталях отличается как от Скинии, так и от Первого и от Второго Храма. Ведь при том, что заповеди Торы неизменны, – устройство Храма различается в разных поколениях, потому что Храм отражает положение Высшего мира в данную конкретную эпоху. Высший мир, он же то, что в нашей культуре называется “мир идей” или “Небесный Храм” – это, разумеется, базовая реальность мироздания, и сущность его раскрывается в “Земном Храме”, – но при этом он сам также подвержен уравновешивающему влиянию “Земного Храма”. Уровень жизни мира в период Третьего Храма, находится на ступени совершенства, и это выражается в устройстве Храма и разных его частей.
Устройство духовного мира подобно устройству души человека. Как говорили древние, “Человек это мир в миниатюре”, – и, таким образом, модель Храма представляет собой карту души, так что тот, кто правильно присматривается к ней, может многое осознать про свою душу, и в частности понять насколько она закрыта или испорчена. Поэтому сказано пророку (стихи 10-11): “Ты же, сын человеческий, возвести дому Израиля о доме этом, и устыдятся они грехов своих, и измерят они план. И если устыдятся они всего того, что делали, – объяви им форму дома, и устройство его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все установления его, и опиши пред глазами их, и будут хранить они все формы его и все установления его, и по ним поступать”. В соответствии с этим подходом, рав Хаим из Воложина (“Нефеш Хаим”, 1:4) разъяснил комментарий к словам Торы “И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их”: сказали мудрецы: не сказано “в среде него”, а сказано “в среде их”, – и это означает, что подобно тому, как Всевышний пребывает в Храме – так же пребывает Он в человеке, душа которого исправлена.
В Храме Иехезкиэля размеры жертвенника это 32х32 локтя в основании жертвенника, также называемого хик – основание, прилегающее к земле (см. стих 14). И это показывает, что служение основано на сердце (численное значение слова лев “сердце” = 32), а также это число намекает на 32 упоминания имени Элоhим в описании Творения, так как Храм это завершение Творения. Общая высота жертвенника равна 10 локтям (два локтя в основании, при том, что один локоть находится в земле, четыре локтя составляют уровень азара и еще четыре локтя составляют уровень ариэль). Это соответствует десяти речениям, которым сотворен мир (Авот, 5:1) – чтобы показать, что назначение служения в Храме подразумевает возврат к Источнику, к Сотворению мира. Та часть жертвенника, которая находится в земле, которая скрыта – символизирует первое из этих речений, заключенное в слове Берешит, “в начале”, и подчеркивает что это речение непостижимо.
В том порядке освящения Храма, который описан у Иехезкиэля, есть нечто новое по сравнению с порядком освящением Скинии и с порядком освящения Второго Храма. После того, как в первый день в качестве хатат, “повинной жертвы”, приносили быка, – со второго дня перед жертвой быка начинают приносить козла в повинную жертву, и также барана в жертву всесожжения. И представляется, что это означает, что в усовершенствованном мире категория закона будет предшествовать категории милосердия.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »