Близкий и далекий
Книга Бемидбар учит нас как нужно себя вести в ситуации, когда мы в пустыне, в обстоятельствах, при которых нарушен обычный порядок вещей. Наша недельная глава (Насо) начинается с решения нестандартных проблем отдельных людей. Несмотря на то, что во всей Торе начинают с общего, а не с частного, но в кризисных ситуациях – наоборот, нужно начинать именно с частных вопросов. Невозможно заняться делами общества, пока частные дела людей запутаны.
Критерий, по которому мы проверяем личные проблемы – это место отдельного человека по отношению к Святости, к Храму. После того, как все колена расположились в определенном порядке вокруг Скинии, открывается физическое устройства национального организма. И возможно, что именно излишняя близость к Святости осложняет жизнь человека, в ситуации его частной ритуальной нечистоты. И есть совет – отдалиться от Святости, построить осознание своей личности заново в условиях, которые не требуют от человека прямого контакта с требованиями Святости. “И выслали из стана всякого прокаженного и всякого страдающего истечением, и всякого, ставшего нечистым от усопшего”. И порядок таков: прокаженные, чье состояние является следствием их аморального поведения по отношению к обществу, злоязычия, уединяется за пределами трех лагерей, для того, чтобы снова встретиться со своей сущностью и очиститься. Положение страдающего истечением, не является следствием его действий, но оно унижает его, и напоминает ему о его человеческой слабости. Он высылается вне лагеря священников, который требует от находящихся там – чистоты помыслов, которую этот человек не смог реализовать. Те, кто были нечисты из-за прикосновения умершим, не ущербны в смысле морали или в области своих помыслов. Однако их соприкосновение со смертью относит их к миру, который реализовался постфактум, к миру, в котором смерть возможна из-за греха Адама. И поэтому он не может войти лишь в лагерь Шхины (Божественного Присутствия) и только, относящийся к Вечности, а не к смерти.
В дальнейшем повествовании Тора описывает противоположный случай. Иногда слишком сильное отдаление от Святости приводит к сложностям и портит человека. И до такой степени, что он небрежен с достоянием своего ближнего. Похоже на прокаженного, который направил свой язык против ближнего. Решением проблемы является привести его в Храм и обязать принести жертву, за обман и незаконное присвоение чужой собственности. Это требует встречи со Святостью, осознания того, что нанесение материального ущерба является также нанесением ущерба Святости.
Иногда отношения между людьми еще более сложны. И это бывает в отношениях между супругами. Это похоже на ситуацию страдающего истечением, с которым это случилось из-за личных проблем. Мир в семье должен строиться на основе понимания, что между супругами находится Шхина (Божественное Присутствие). Когда этой основы нет, любые отношения разрушаются. Поэтому нужно привести супругов в Храм. Показать им, как стирается Божественное Имя, с одной лишь целью восстановить мир в их доме.
Назорейство, это поднятие отдельного человека на одну личную ступень Святости. На ступень, в которой нет место нечистоте и смерти, в чем-то похожую на положение первосвященника. И это – для того, чтобы исправить себя.