Кто передает Тору?
Широко известны слова мишны из трактата Авот, которая говорит, что Моше получил Тору на Синае и передал ее Иеhошуа. Но в трактате Эрувин приведена другая традиция:
“Учили наши мудрецы: Каким был порядок изучения (“седер мишна”): Моше учился у Всевышнего. Потом заходил Аарон, и Моше обучал его изучаемому отрывку. После этого Аарон садился слева от Моше. Входили сыновья Аарона, и Моше обучал их тому же отрывку, и Элиэзер садился справа от Моше, а Итамар слева от Аарона. Заходили старейшины, и Моше обучал их. И после этого заходил весь народ, и Моше еще раз повторял изучаемый отрывок. В результате получается, что Аарон повторял четыре раза, его сыновья – три, старейшины – два, а весь народ – один раз. После этого Моше уходил, и Аарон обучал всех еще один раз. Потом уходил Аарон, и сыновья повторяли изученное, уходили сыновья и старейшины повторяли все еще один раз. Получается, что все повторяли урок по четыре раза.
Из этого отрывка следует, что передавали Тору – священники–коэны и старейшины, а не Иеhошуа!
Для того, чтобы разрешить противоречие между разными источниками, следует предположить, что в них идет речь идет о разной Торе. В одном месте о Торе Письменной, а в другом о Торе Устной, той, которая называется в трактате Эрувин “порядок изучения” (“седер мишна”). И ее задачей является разъяснить, как мы должны поступать в практической жизни. Для этого используются правила толкования Торы, и в результате мы получаем законы – галаху, а не простой смысл Писания. Для такого изучения необходимо существование стационарного института, который решает спорные вопросы закона. Эту функцию и выполняют священники и старейшины. С другой стороны, Письменная Тора, учит моральным ценностям, которые находятся в основе Торы, и их изучение происходит непосредственно из текста Торы, даже, тогда, когда он не является законом и галахой. Примером такого изучения является закон о наказании за выбитый глаз. Письменная Тора говорит о том, как следовало бы наказать преступника, отнять и у него глаз, но Устная Тора объясняет, что в практической жизни это означает – заплатить за травму.
За передачу моральных ценностей Торы отвечает царь, который должен читать Тору, как сказано: “…дабы приучился он бояться Господа, Бога своего”. (Втор. 17:19), при этом в практической области управления страной он должен руководствоваться Устной Торой (как это говорит Нацив [рав Нафтали Цви Иеуда Берлин], в комментарии к Втор. 24:17.