Основные понятияРав Ури ШеркиСтатьи-Основные понятия

Божественный уровень души у неевреев

Довольно часто можно услышать утверждение, что у неевреев, якобы, нет высшего уровня души, называемого нешама. Однако это ошибка, которая коренится в неправильном понимании источников, касающихся этой темы.
Самый известный источник этого представления находится в книге “Тания” раби Шнеура-Залмана (основоположника хасидского учения Хабад), главы 1-2, где сказано: “У каждого еврея есть две души (нефашот)”. Одна душа со стороны клипы (скорлупы), из нее исходят плохие качества, а также хорошие качества души, относящиеся к природе Израиля исходят из нее; но не так с душой других народов, в которой нет добра совсем; а вторая душа есть у Израиля, и это часть Божественности свыше в полном смысле этого слова”.
Некоторые понимают слова “вторая душа” в смысле “души уровня нешама”, и делают вывод что с точки зрения Тании у неевреев она отсутствует. Но такое понимание очень странно: ведь если бы действительно у неевреев эта часть души полностью отсутствовала, то как можно было бы требовать от неевреев морального поведения? – но это не соответствует Торе!
По вопросу прочтения этого отрывка Тании рав Иеhуда Ашкенази (Маниту), и также рав Ицхака Шнеерсон (племянник Любавического ребе) объясняли, что такое толкование неправильно, и Тания говорит что у евреев эта часть души более полно развита, поэтому она называется “часть Божественности свыше в полном смысле этого слова”, а у других народов она, конечно, тоже существует, и тоже часть Божественности, но она менее развита, ее развитие “не полное”.
Причина этого неполного развития связана с тем, что нешама это не чисто индивидуальная часть души, она связывает индивидуума с социумом, народом. Еврейский народ как целое (а не только отдельные индивидуумы) принял на себя связь со Всевышним, – а у других народов мира, при том что среди них есть выдающиеся праведники, как целое этого еще не достигли, поэтому и у их индивидуумов уровень души нешама еще не имеет возможности полностью раскрыться.
Вследствие такой установки всей национальной жизни, в еврейском народе общенациональное бытие обрело уровень святости, и поэтому у евреев даже и в низшей части души, которая связана с обычной жизнью, есть связь с Божественностью, – чего нет у неевреев, поскольку их общенациональная жизнь не развила этот аспект. Соответственно, душевная чистота есть в каждом человеке, но среди народов мира она не находится в животной душе, а только во втором, более высоком уровне души, – и тогда понятно, почему у неевреев духовный подъем требует большей духовности, тогда когда еврей находит пути к моральной чистоте даже и в своей самой низшей человеческой природе.
Рав Кук также объяснял (Олат Реая ч.2 стр. 156), что у народов мира вечность дается тем, тем, кто стремится к ней, если он восполнит свою душу учением и добрыми делами. Но если у конкретного нееврея такого желания нет, то он может “выйти из игры”, – чего не могут сделать евреи, поскольку их принадлежность вечности она по принуждению, и они, хотят этого или нет, обязаны нести свое иго по исправлению души в течение всей истории, пока души не будут полностью исправлены.
Рав Кук также объясняет в книге “Орот” (стр. 144), что в народе Израиля связь между индивидуумом и общностью существует с необходимостью, а у народов мира нет обязательной связи между личностью и общностью – и мы отметили выше, что уровень души нешама индивидуума и создает его связанность с общностью. При этом у народов мира тоже есть общая душа (“Орот” стр. 156), которая в книге Даниэля называется “князем царства”, – но отдельные люди не получают от нее духовную пищу, и поэтому у них нет обязательств по отношению к общности.
Из этого можно понять ожидание, которое дважды в день высказывает Израиль в молитве: чтобы отменились эти духовные князья, являющееся посредниками, и чтобы вернулись все люди к тому, чтобы находиться непосредственно и прямо по сенью Всевышнего.
Как это объясняет Раши на стих “Слушай Израиль, Господь Бог наш”: Сегодня Господь он Бог наш – но не Бог других народов (которые находятся под властью их князей), однако в будущем будет Один Бог для всех, как сказано “Тогда обращу народам чистый язык, чтобы всем вместе призывать Имя Господа”.

Статьи в этом разделе

2 Comments

  1. Добрый день. Подскажите, где можно прочитать комментарии рава Ицхака Шнеерсона и рава Ашкенази по поводу души нееврея? Желательно на иврите.

  2. Я думаю все можно объяснить проще, у еврея животная душа и божественная душа (нешама) это как два сосуда, один наполнен нечистотами мира, другой наполнен чистым божественным светом, это как грязная и чистая вода в разных сосудах. У не евреев все это в одном сосуде, иногда смешиваясь, иногда не смешиваясь, как инь и янь, но всегда вместе. Поэтому один и тот же человек одновременно и зол и добр, может совершать как хорошие, так и плохие поступки. Авраам же приняв творца, сумел разделить эти две составляющие, что бы они не смешивались и в верхней божественной душе всегда была чистота и свет. Геры принимая гиюр проводят над собой такую же работу, в мучениях разрывая душу на две части становясь подобными евреям. Поэтому говоря о том, что божественное начало присутствует в душах всех людей правильно, но не у всех оно разделено, отделено от животного начала.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »