ПесахРав Ури Шерки

Выйти на свободу

Мы живем в мире, который весь благ, который возвышает даже те силы, которые вначале мы считали плохими, и превращает их в добрые…

Наступающий праздник Песах  – это праздник, центральным событием которого является ночь седера. Ночь, когда мы рассказываем об исходе из Египта, очень важна.

Сказано в пасхальной аггаде: «В каждом поколении каждый человек должен видеть себя как будто бы выходящим из Египта». Не «каждый в Израиле», но «каждый человек», то есть, каждый человек в мире должен видеть себя участником процесса избавления.

Для народа Израиля это было национальным коллективным переживанием, мы вышли  из рабства на свободу — и тогда мы узнали, как научить всех людей тому, что свобода возможна.

Что такое свобода? Свобода – это возможность разбить детерминистические процессы и железные законы, которым человек подчинен. Так, в области психологии человек должен суметь разбить привычки, в плену у которых он оказался. Привычка — это, в сущности, самый большой враг человека.

Тора учит нас ощущать себя всякий раз так, как будто бы мы родились заново. У нас есть возможность ощутить это в ночь седера. Человек рождается заново. Мы действительно выходим из Египта. Из Мицарима. Из теснин.

«Мицраим»  – ивритское называние Египта. Оно также означает «притеснение», «теснины». Мицраим – это, что «притесняет» человека. В эту ночь мы открываем уста. Рот начинает говорить. На иврите в слове «пе — сах» (уста говорящие) заложена игра, слов, которая выражает то, что происходит в этот день, когда человек оказывается способным наконец стать верным себе. И когда человек верен себе, то он обнаруживает, что он свободен от оков мира, и что он, в сущности, раб Владыки мира: любое рабство в мире унижает раба, однако служение Творцу освобождает.

Как сказал раби Иегуда hа Леви:  «Рабы времени – рабы, прислуживающие рабам. Один лишь тот, кто служит Господу, свободен».

Как стать свободным?

В эту ночь мы едим мацу и марор. Маца  – это хлеб свободных, хлеб, в котором нет порабощения ничему раздутому и горделивому, хлеб без закваски, без дрожжей. Простой хлеб. Человек готовый жить простой, бедной жизнью может стать свободным.

Марор, горькая трава, напоминает нам горечь рабства. Здесь, действительно, уместен бы бы вопрос: почему в ночь, которая отмечает выход из рабства на свободу, мы едим еду, напоминающую нам рабство?

Может быть стоило бы ночью ранее поесть марор, а уже в следующую ночь есть мацу? Но  этому как раз мы и хотим научить: что Бог, который поработил нас  – есть тот же самый Бог, который освободил нас.

Есть подлинная вера в единство. Чистый монотеизм – ведь если бы мы не ели вместе мацу и марор, то могли бы подумать, что есть бог, который поработил Израиль и есть другой бог, который освободил Израиль, как будто то бы тут война богов.

Но это не так. Мы не живем в мире внутреннего раскола. Мы живем в мире, в котором все объединено. В рабстве, в трудностях, человек обретает в конечном итоге силы освободиться.

Что скрепляет мацу и марор? – Есть пища, которую мы не имеем возможности есть в наши дни, — это пасхальная жертва, которая сама раскрывает единство между рабством и свободой, это жертва, которая вся – символ единства. В ней есть множество составляющих, мы не будем сейчас говорить о них, здесь  главное – что еврейский закон подчеркивает в этой жертве ее объединяющий аспект, она объединяет между мацой и марором, между свободой и рабством.

Кроме того, овца, жертва, была объектом поклонения в Египте. Овен – был богом Египта. Тора говорит, что необходимо совершить мужественный поступок, чтобы освободиться, надо зарезать бога Египта, то есть, освободиться от влияний даже духовных, от влияний различных культур, которые мешают человеку приблизиться к Всевышнему.

При этом Тора повелевает не только зарезать овцу, но также и съесть ее. Это то, что нужно делать в пасхальный седер. Можно сказать, что мы должны суметь усвоить те ценности, которые поначалу отталкиваем. Человек поначалу отказывается от жизненных сил, которые толкают его ко злу, но в конце концов он выучивается совершать сублимацию, возвышать эти силы и пользоваться ими ко благу там, где раньше они приводили его ко злу. Это то, что в учении хасидизма называется «смягчением злых сил». Есть силы, которые плохи – пока они сами по себе. Есть множество сил и желаний в человеке: вожделения, гнев, интеллектуальные силы. Все эти силы могут привести к падению человека. Однако после отдаления от них, после того, как человек раскаялся, совершил тшуву, он может пользоваться этими же самыми силами для служения Творцу.

Так что мы не живем в раздвоенном мире, между абсолютным благом и абсолютным злом, но в мире, который весь благ, который возвышает даже те силы, которые вначале мы считали плохими, и превращает их в добрые, и так мы достигаем подлинного и  совершенного освобождения.

Веселого праздника.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »