Тора должна сохраняться. Можно соблюдать заповеди, можно помнить обычаи, но еврея евреем делает Тора. Книга в целом: текст договора Творца и народа («А с тем, кто есть здесь с нами, стоит сегодня перед Ашем, Эло’им нашим, и с тем, кто не здесь с нами сегодня!» (Дварим 29, 14). Поэтому было необходимо оформить Учение как единую книгу с фиксированным текстом. Процесс кодификации Торы, превращения ее в священный канон, начался еще при жизни Моше. Вначале – Учение как свод законов (помните последнее проклятие из главы «Ки таво» – «проклят тот, кто не сохранит это Учение и не передаст его»?). Теперь Моше собирает текст в единую книгу, передает ее старейшинам Израиля и пишет в этой книге, что он её написал и передал старейшинам. В таком виде уже дается предписание читать эту книгу народу публично раз в семь лет, на исходе праздника Суккот. Потом Моше еще будет редактировать книгу: будет добавлена священная песнь, сложенная им (глава «Хаазину»), благословение Моше коленам Израиля (глава «Ве-Зот ха-Браха») и завершающий аккорд Книги – отчет о смерти и погребении Моше. Без этого Тора не была бы полной.
Цикл семилетий начался с вступления евреев на землю Израиля после смерти Моше. Публичные чтения устраивались раз в семь лет, по истечении «года отдыха», когда полям и садам давали набирать силу, не обрезая веток и не сея злаки. Прошлый, 5782 год как раз был «годом отдыха», и на исходе нынешнего праздника Суккот надлежало читать Тору публично. Когда у еврейского народа был общепринятый лидер (царь, судья), он сам проводил чтения. Этот обычай то и дело прерывался: у царей были другие, политические дела: то они воевали с чужими, то со своими, и многим не было дела до Торы. Одной из заслуг царя Йошийау было возрождение публичных чтений Торы (в 622 г. до н.э.). Царь читал не всю Тору, а определенные главы (включая ту, где Моше устанавливает ограничения для будущих царей в Израиле).
Катастрофы, изгнания и многие несчастья, постигшие евреев, сделали выполнение этого завета практически невозможным. Кто – даже сейчас, когда мы снова независимы на нашей земле – лидер евреев? Читал ли Тору при скоплении народа премьер-министр Нетаниягу или президент Ривлин, и кто слышал их голос?
Но если политические лидеры еврейского народа не всегда помнили Тору, сам народ ее помнил всегда. Повсюду читались недельные главы, древний текст комментировался, и все знали Книгу и жили Книгой. Таким образом заповедь изучения Торы выполнялась и выполняется по сей день.
Текст Торы переписывался особо строго, чтобы исключить ошибки. Периодически экземпляры сверялись с особо проверенными эталонами, а те сверялись с исходной рукописью Моше, пока та не была утрачена. Древнейшие свитки Торы, обнаруженные до сих пор – свитки, употреблявшиеся общиной ессеев Мертвого Моря в римскую эпоху. Свитки датируются приблизительно 3-2 веками до н.э. А самому древнему из сохранившихся письменных фрагментов Торы – маленькому серебряному свитку из иерусалимской сокровищницы – около 2700 лет. Расхождения в написании между свитками Торы в разных странах мира сегодня – минимальны и ничтожны. Текст сохранен. 3400 лет не пропали зря.
Этот шаббат, в который читается глава «Вайелэх», называется «Шаббат шува»: шаббат «вернись» или шаббат «раскайся». Причин для этого названия немало, но вот одна из них: это – последняя суббота перед Судным Днем, Йом-Киппур. Эту субботу, как и все дни между Новым Годом и Судным Днем, мы посвящаем разбору собственной жизни и тому, как мы можем исправить наши ошибки. Процесс самосовершенствования дает нам ответы на вопросы (в том числе и на пресловутые «что делать» и «кто виноват»). Судный день – это и день суда человека над самим собой. Но суд невозможен без свода законов; свод законов – это договор между нами и нашим Создателем; это – основной документ нашего народа. Это – генеральный план проекта, в бюджет которого включены мы и наша жизнь на Земле. Это – Тора.
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.