Недельная главаРав Ури ШеркиСтатьи-Недельная глава ТорыТора

«Семьи земли», но не обособленные народы

Вместо космополитизма, который стремится к однородности, и вместо захватнического национализма народов мира, – проявится истинное единство…

Человеческие сообщества определяются в соответствии с некоторым общим критерием. Когда меняется критерий, тогда коллективная самоидентификация меняется и, соответственно меняется понятие.

В недельном разделе Ноах при рассказе о создании народов сначала употребляется выражение “семьи”, а потом используется  выражение “народы”: “Это сыновья Шема по семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их”. (Берешит 10:31) Тут явным образом подчеркнута  разница между двумя понятиями. Между семьями обычно царит мир, и  положение войны создается лишь в исключительных случаях.  В отличие от этого, государственная самоидентификация, “народ”, создает понятие “чужой” – и это тот, кто на кого не распространяется национальная солидарность, тот кто несет в себе угрозу, и является потенциальным врагом; поэтому обычное положение между народами  это война, а мир – исключение. Это особенно подчеркивается пророчеством о конце времен, в котором все измениться: “…не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.” (Ишаяhу 2:4).

В чем разница между «семьями» и «народами»? Писание разъясняет, что пока критерием, объединяющим общество, является культура (на языке Писания – “их языки”), – то говорится о «семьях». Когда же определение строится в соответствии с территорией (“их страны”) – то речь начинает идти о «народах».

В результате разделения человечества и перехода от “семей” к “народам” возникают две попытки решить проблему войн: Вавилонская Башня и избрание Авраама. Первая попытка неудачна, но вторая закладывает, в идеале, основу для будущего решения.

Вавилонская башня была попыткой устранить различия между людьми, чтобы у всех был “один язык”. В иврите есть два разных слова для обозначения языка: лашон, буквально “язык (во рту)” и сафа,  буквально “губа”, и здесь в Торе  употреблено именно сафа. Разница между ними в том, что лашон – это «язык», который несет внутреннее содержание, тогда как «сафа» отражает лишь внешний подход. И это космополитизм, убивающий  уникальность, стирающий ценность отдельной человеческой культуры, и ставящий вместо нее лишь  общечеловеческие достижения, Башню. Но Божественное откровение, разрушившее Башню, не только стирает частного человека и культуру, – но наоборот, подчеркивает уникальность, и даже до такой степени, что один человек не слышит языка другого. Это спасло человечества от ада однородности.

Вместо неудачной попытки Вавилонской Башни появляется миссия Авраама, которая заключается не в том, чтобы изничтожить национальное, но попытаться вернуть человечество в состояние “семей”: “…и благословятся тобой все семьи земные” (Берешит 12:2). Создается еврейский народ как национальная общность, которая направлена на исправление мира, а не на собственные национальные достижения – и в этом ее единственная легитимация.

У пророка Захарии в видении будущего это соотношение между народами и семьями описано так: “И будет каждый оставшийся из всех народов тех, приходивших на Иерусалим… И будет: те из семей земли, которые не поднимутся…” (Захария 14:16 и далее) – т.е. народы превратятся в семьи. Таким образом, вместо космополитизма, который стремится к однородности, и вместо захватнического национализма народов мира, – проявится истинное единство, которое поднимет все народы, каждого из них с его особой уникальностью, и приведет  “…на гору Господню, в дом Бога Якова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его. Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Господа – из Иерусалима” (Ишаяhу 2:3)

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »