Устная Тора

  • АВТОРИТЕТЫ ГАЛАХИ (Поским)

    Так называют мудрецов, определяющих галахот; авторов комментариев и “Ответов” на религиозные вопросы. Дословно: “те, кто выносит решение”. В эпоху гаонов…

    Читать дальше
  • АМОРАЙМ

    Амора в эпоху Талмуда — человек, который разъяснял и излагал учение мудрецов широкому кругу учеников. С древнейших времен принято возлагать…

    Читать дальше
  • ГАЛАХА и АГАДА*

    Наряду с письменными законоположениями — “Тора шебихтав” — и устными законоположениями, полученными от Моше Рабейну одновременно с Торой и известными…

    Читать дальше
  • ГАЛАХА ОТ МОИСЕЯ С СИНАЯ (Галаха ле-Моше ми-Синай)*

    Талмудический термин, относящийся к тем заповедям и установлениям, которые были получены Моисеем от Всевышнего, в отличие от законов и указов,…

    Читать дальше
  • ГАОН

    Титул, данный главам ешив в Вавилонии, считавшихся высшим после мудрецов Талмуда ученым авторитетом в народе. Период вавилонских Г. продолжался почти…

    Читать дальше
  • ГЛАСНЫЕ ЗНАКИ, или ОГЛАСОВКА (Никуд)

    Еврейская письменность не имеет гласных букв. Гласные знаки являются сравнительно поздним добавлением и записываются под или над согласными, но не…

    Читать дальше
  • ГОЙ (народ; иноверец)*

    Группа людей, связанных общим происхождением и языком, обычаями, традициями и т. д., а также население страны, народ. Термин “Г.” применялся…

    Читать дальше
  • ДОМ УЧЕНИЯ (Бейт гa-мидраш)*

    Особое место для изучения Талмуда*, мидрашей* и галахических постановлений. Прежнее название: “Дом собрания мудрых”. Учащиеся молились в Д.У. Согласно преданию,…

    Читать дальше
  • ДУША (Нефеш, руах, нешама)*

    Нефеш, руах, нешама — три синонима для обозначения Д. в Св. Писании. Чаще всего встречается слово “нефеш”. Сначала слово “нефеш”…

    Читать дальше
  • ЕШИВА*

    Ешивы (высшие талмудические школы) зародились и развились в Эрец Исраэль и в Вавилоне в период Талмуда и гаонов как высшие…

    Читать дальше
  • КАББАЛА, или СОКРОВЕННАЯ МУДРОСТЬ (Хохма нистерет)*

    К. как учение берет свое начало еще со времени Мишны, а отдельные элементы ее были известны еще во времена Второго…

    Читать дальше
  • КАЛЕНДАРЬ (Луах гa-шана)*

    В Торе нет никаких данных о том, как делили год в эпоху патриархов, но со временем, когда сыны Израиля осели…

    Читать дальше
  • КАНТИЛЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ (Таамей га-микра)

    Знаки, обозначающие краткие мелодические формулы для библейских текстов, в соответствии с традицией, регулирующие изменение интонации при чтении и определяющие связь…

    Читать дальше
  • МЕССИЯ (Машиах)*

    Дословно — помазанник. Так назывался в древности каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский царь Кир…

    Читать дальше
  • МИДРАШ*

    Происходит от глагола “дарош”, что означает — требовать, расследовать. Значение понятия М. в еврейских источниках — раскрытие внутреннего смысла текстов…

    Читать дальше
  • МИР (Шалом)*

    Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника…

    Читать дальше
  • МИЦВА (ЗАПОВЕДЬ)*

    Все повеления и законы Торы, а также законы, установленные мудрецами. В Торе содержится 613 М., которые заповедал нам Господь. Из…

    Читать дальше
  • МИШНА*

    “Мишна” — от глагола “шано”. Этот глагол, первоначальное значение которого — “повторять”, в талмудической литературе стал означать “изучать”, “обучать” путем…

    Читать дальше
  • МОЛИТВЕННИК (Сидур)*

    Вначале он назывался “Сборник молитв и благословений”; позднее название было сокращено до одного слова “Сидур”. Наряду с М. существовал другой…

    Читать дальше
  • МЯСО В МОЛОКЕ   (Басар бе-халав)

    Три раза предостерегает Тора: “Не вари козленка в молоке его матери”. Дважды в книге Исход, при упоминании о первинках и…

    Читать дальше
  • НРАВСТВЕННОСТЬ (Мусар)*

    Взгляды, определяющие достойный образ поведения и действий человека. Добрые качества, заложенные в каждом человеке, и добрые поступки, совершаемые им не…

    Читать дальше
  • НРАВЫ (Мидот)*

    В Талмуде, в трактате Авот (гл. V), отмечается многообразие человеческих нравов. Выделены четыре характера поведения людей: Говорящий “мое — мне, твое — тебе” — человек умеренного нрава, а…

    Читать дальше
  • ОБЫЧАЙ, или ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ (Мингаг)*

    В послебиблейский период этот термин означает нормы поведения при выполнении заповедей и обрядов, а также правил и обычаев, не упомянутых…

    Читать дальше
  • ОСВЯЩЕНИЕ МЕСЯЦА (Кидуш га-ходеш)*

    В прошлом евреи устанавливали начало месяца не по постоянному календарю, а наблюдая появление новой луны. Свидетели, которые видели новую луну…

    Читать дальше
  • ОСКВЕРНЕНИЕ ИМЕНИ БОЖЬЕГО (Хилул га-Шем)*

    “Всякий, кто сознательно и без принуждения нарушает одно из повелений Торы, злонравно и злонамеренно, — тем самым совершает осквернение Имени… А каждый,…

    Читать дальше
Back to top button
Translate »