Недельная главаСтатьи-Недельная глава Торы

И жил Яков в земле Египетской

Рав Зеев Витман

И жил Яков в земле Египетской семнадцать лет.

(Бытие 47:28)

Семнадцать лет?

Почему Яков и его семья не возвращаются в землю Ханаанскую после того, как закончились семь лет голода? Разве не сказали братья Иосефа Фараону: “пожить в земле мы пришли” (Бытие 47:4) . И имелось в виду временное проживание, а не постоянное жительство.

Нам понятно, что когда семья Якова осталась в Египте, это было реализацией предсказанного Всевышним Аврааму при заключении союза между рассеченными частями животных (Брит бейн hа-бетарим). (Бытие: 15)

(13) И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (14) Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. (15) А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй. (16) Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эморейца.

Но поскольку не было никаких указаний от Бога, оставаться ли им в Египте, или возвращаться в свою Землю, нужно найти объяснение, по какой причине Яков и его сыновья не вернулись?

В прошлом недельном разделе, мы видели, что, хотя и Иосеф приглашает Якова в Египет на оставшиеся голодные годы, и Фараон приглашает его селиться на постоянное жительство, без ограничения места или времени проживания, Яков опасается ответить на приглашение Фараона. Вдруг их временное проживание в Египте превратится в постоянное? И тогда Всевышний открывается ему в Беер Шеве. В этом откровении Всевышний успокаивает Якова, и говорит, что тот не должен опасаться этого приглашения, потому что в конце концов, Всевышний позаботиться вернуть их в Землю. Но, как уже было сказано, Всевышний не запрещает Якову возвращаться в Ханаан, и не заповедует ему оставаться в Египте, и даже не обязывает его туда спускаться.

Таким образом, нам следует разобраться, почему приглашение Фараона оказалось сильнее приглашения Иосефа на временное жительство. Почему семья Якова осталась в Египте, вопреки изначальному плану Иосефа, вопреки первоначальному желанию Якова, и вопреки тому, что братья сказали Фараону?

В прошлом недельном разделе, после откровения Якову описывается переезд семьи в Египет: (Бытие 46:6)

И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Яков и весь род его с ним. (7) Сынов своих и сынов своих сынов, что при нем, дочерей своих и дочерей сынов своих, и весь род свой привел он с собою в Египет.

Описание этого переезда похоже на описание переезда Авраама из Харана в Ханаан. (Бытие 12 :5)

И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

Таким образом, изначально, спуск в Египет был не просто для того, чтобы повидать Иосефа, и не для того, чтобы переждать там голод. А представляется, что семья Якова изначально спустилась в Египет, чтобы жить там рядом с Иосефом.

Иосеф остался в Египте

Иосеф занимал очень высокое положение в мощном Египетском государстве. Его общественное и материальное положение были обеспечены. Поэтому Иосефу было понятно, что он останется в Египте, и не похоже, что он собирался вернуться к тому чтобы снова быть пастухом в Ханаане. Также, можно предположить, что его положение и должность не позволяли ему оставлять Египет. И это видно из того, что он обязан просить разрешения у Фараона выйти из Египта даже на короткое время для того, чтобы похоронить отца в Ханаане.

В этой связи следует заметить, что в это время Иосеф, хотя и занимал высокое положение в Египте, но уже не был вторым после Фараона лицом, как это было в годы голода. Потому что, если он остался вторым лицом, трудно понять, зачем Тора подчеркивает, что у Иосефа уже нет прямого общения с Фараоном, и он вынужден просить у придворных Фараона передать его просьбу – выйти из страны чтобы похоронить отца в Ханаане. (Бытие 50:4)

А когда прошли дни плача по нем, сказал Иосеф придворным Паро, говоря: если я приобрел благоволение в очах ваших, то скажите в уши Паро следующее:

Иосеф вынужден просить у Фараона разрешения на выход из Египта, чтобы выполнить просьбу отца, которому дал обещание похоронить его в Ханаане. И должен дать обещание вернуться сразу после похорон. (Там же, 5)

Отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; в могиле моей, которую я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. А теперь я взойду и похороню отца моего, и вернусь.

Все это свидетельствует о том, что высокое положение Иосефа, тем не менее не позволило ему оставить Египет и вернуться в Ханаан. И представляется, что вся семья Якова решила вслед за ним остаться и жить в Египте. И на этом этапе они отрываются от земли Ханаанской. Поэтому, когда братья Иосефа идут хоронить Якова в Ханаане, им ясно, что после этого они возвращаются в Египет. Поэтому Писание подчеркивает: “Только малюток своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гошен” (Там же, 8) . Решение братьев остаться в Египте перевешивает их опасения, что Иосеф может отомстить им после смерти отца. И увидели братья Иосефа, что умер отец их, и сказали: может Иосеф возненавидит нас и воздаст нам за все зло, которое мы сделали ему. (Там же 15) .

Забвение Земли Ханаанской

Не смотря на то, что все это делалось с разрешения Всевышнего, комментатор Кли Якар считает, что поселение в земле египетской и восхищение ей, были излишними, и это было не то, что Всевышний имел в виду.

Так, например, на стих заключающий раздел Ваигаш (Бытие 47:20):

И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гошэн, и стали в ней оседлыми, и плодились, и весьма умножились.

Кли Якар комментирует:

Этот стих отмечает вину сыновей Израиля. Так как Всевышний предопределил им что “пришельцами будет твое потомство”, а они захотели быть постоянными жителями в том месте, где должны были быть пришельцами. Стих обвиняет их в том, что они поселились и взяли себе наделы в чужой стране. И разве ранее они не сказали фараону: “пожить в стране мы пришли”? Что нас учит, что сначала они спустились только чтобы пожить, как во временной квартире, а потом передумали. И обосновались так, что не захотели выходить из Египта, так что Всевышний вынужден был вывести их оттуда рукою сильной. А те, что не хотели выходить умерли в три дня тьмы.

По его мнению, даже, если сначала сыны Израиля намеревались пожить в Египте долго, все равно, они имели в виду только временное проживание. Но когда поняли, насколько эта земля хороша, сыновья Израиля передумали, и решили закрепиться в Египте на постоянной основе. И вовсе не хотели возвращаться в землю Ханаанскую. Народ Израиля поселился в Египте и привязался к нему до такой степени, что Всевышний должен был вывести его оттуда рукою сильной. Т.е. “руку сильную” – применил Всевышний не только в отношении Фараона, который отказывался евреев отпускать из Египта, но также и в отношении евреев. Рабство, страдания и истязания, которые сыны Израиля прошли в Египте, призваны были вырвать их из Египта, сделать так, чтобы они захотели оставить эту землю, в которой они закрепились на постоянной основе.

И не смотря на “руку сильную”, все равно многие не захотели выходить из Египта, и умерли в три дня тьмы. В соответствии с мидрашем Танхума, восемьдесят процентов от всех евреев умерли, и только пятая часть – вышла. Мидраш опирается на стих Исход 13:18, где употребляется по поводу выхода народа из Египта слово “хамушим”, которое может быть также переведено, как пятая часть.

Наказание за поселение в Египте

Кли Якар придерживаетя того же подхода в своем комментарии к недельному разделу “Ахарей Мот” ( Левит 18:3):

По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите.

И так объясняет Кли Якар запрет поступать по обычаям земли Египетской:

“Подобно делам земли Египетской”, когда поселились там на постоянной основе. Не делайте больше так, не селитесь постоянно с другим народом, который идет по плохому пути.

И далее он разъясняет продолжение стиха: “по обычаям земли Ханаанской в которую Я веду вас”:

“Подобно делам земли Ханаанской”, когда пренебрегли землей… до такой степни, что вынужден был Всевышний привести вас туда насильно, так больше не делайте.

И также объясняет Кли Якар и стих в недельном разделе Бо (Исход 12:40):

(Времени) же пребывания сынов Израиля,, которое они пребывали в Египте, – четыреста тридцать лет.

По его мнению, годы сверх предопределенных 400 лет, евреи провели в Египте, так как многие хотели остаться в Египте навсегда, против того, что постановил Всевышний, когда предсказывал, что “поселенцами будет твое потомство”:

Поскольку было много евреев, которые вообще не хотели выходить из Египта… хотели остаться там на постоянное жительство, и не уходить.

То, что евреи решили остаться в Египте на постоянное жительство, привело к удлинению египетского рабства на тридцать лет.

Причина по которой Яков хотел быть похороненным в Ханаане и дал Иосефу двойной надел

На основании тех соображений, что мы привели, можно понять, почему Яков берет с Иосефа клятву, и просит у всех своих сыновей не хоронить его в Египте, а отнести его в землю Ханаанскую и похоронить в пещере Махпела. Яков осознает процесс, происходящий с его семьей, которая изначально спустилась в Египет с тем, чтобы остаться там только на некоторое время. По крайней мере, пока Иосеф находится там на высокой должности. Он хочет, чтобы будущие поколения помнили, где находится земля их предков, и стремились туда вернуться. Поэтому Яков настаивает на том, чтобы его не хоронили в Египте, чтобы это не привело к еще большему укоренению в нем, и просит быть похороненным в земле, которая предназначена его потомкам.

Также понятно, почему в своих последних словах Якову было важно подчеркнуть вопрос наследования обещанной в будущем земли. Яков говорит о наследовании земли Ханаанской именно с Иосефом, так как он ощущает с его стороны, наибольшую опасность укоренения в Египте, так как вся семья пришла сюда вслед за Иосефом (Берешит 48:3):

И сказал Яков Иосефу: Бог Всемогущий явился ко мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, (4) И сказал мне: “вот, Я распложу тебя и размножу тебя, и сделаю тебя собранием народов, и дам землю эту потомству твоему после тебя во владение вечное”.

Также Яков хочет дать Иосефу дополнительную мотивацию к возвращению, и обещает его потомству двойной надел.

(5) А теперь два сына твои, родившиеся у тебя в земле Египетской до прибытия моего к тебе в Египет, мои они; Эфраим и Мынаше, как Реувен и Шимон, будут мои. (6) А дети твои, которых ты родил бы после них, будут твои. По имени братьев своих будут они именоваться в уделе своем.

И Яков еще раз подчеркивает то, что он дает Иосефу двойной надел далее:

(21) И сказал Израиль Иосефу: вот, я умираю. И Бог будет с вами, и возвратит вас в землю отцов ваших. (22) Я же дал тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Эморейца мечом моим и луком моим.

Упоминание похорон Рахели

И этим же, возможно, объясняется упоминание о смерти и похоронах Рахели.

(7) А я, – при переходе моем из Паддана, умерла у меня Рахель в земле Ханаанской, на дороге, не доходя немного до Эфраты, и я похоронил ее там на дороге в Эфрату, он же Бейт-Лехем.

Комментаторы этого стиха задаются вопросом, почему именно тут Яков упоминает похороны Рахели? Многие считают, что это должно объяснить нам, почему Рахель похоронена в дороге, а не в пещере Махпела. И это требует объяснения, когда Яков просит у Иосефа похоронить его самого в пещере Махпела.

Но при таком объяснении остается трудность, почему этот стих находится именно в этом месте, в середине встречи Якова с Эфраимом и Менаше, между тем, как он обещает, что Эфраим и Менаше будут как Реувен и Шимон и между благословением сыновьям Иосефа. Это благословение подкрепляет решение Якова дать Иосефу двойной надел, через то, что Иосеф становится двумя коленами. Казалось бы, если причина упоминания похорон Рахели – это необходимость извиниться за то, что она не похоронена в пещере Махпела, должен был Яков упомянуть об этом сначала, когда он позвал Иосефа и попросил похоронить его в пещере Махпела. А не во время второй встречи, где эта тема не упоминалась.

Но, если считать, что намеренье Якова создать у Иосефа мотивацию оторваться от Египта и вернуться в землю Ханаанскую, то это становится более понятно. Для того, чтобы дать ему такую мотивацию, на первой встрече Яков просит похоронить его в пещере Махпела, а на второй встрече дает ему двойной надел, благословляет его сыновей, чтобы множились и плодились в Земле (“и да расплодятся они во множестве среди земли” ст. 16). И может быть, что упоминание места захоронения матери Иосефа на этой встрече предназначено для того, чтобы поощрить Иосефа, дать ему дополнительный аргумент к тому чтобы осознать что его место в земле Ханаанской, а не в Египте. Потому что не только Яков будет похоронен там, и его любимая мать похоронена там.

Успех этого намерения Якова выразился в том, что и Иосеф заповедает перед смертью – перенести его останки в Ханаан, и не оставлять их в роскошных усыпальницах царей Египта.

Ст. 25 И заклял Иосеф сынов Израиля, говоря: верно вспомнит Бог о вас, тогда вынесите кости мои отсюда.

Верно вспомнит Бог о вас

Если правильно предположение, что поселение в Египте и долгая жизнь там было решением семьи Якова, нужно объяснить первую половину речи Иосефа к его братьям:

Ст. 24 И сказал Иосеф братьям своим: я умираю; но Бог верно вспомнит о вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму Ицхаку и Якову.

Если решение остаться в Египте было принято сыновьями Израиля, зачем тогда нужно чтобы Бог их оттуда выводил и спасал? И следует ответить, что после того, как Иосеф и его братья укоренились в Египте и жили в нем как постоянные жители больше семидесяти лет (с тех пор, как Иосефу было тридцать девять лет и до его смерти в возрасте сто десяти лет), им было очень трудно изменить положение и оторваться от своих наделов в Египте. И поэтому, только Всевышний в силах вытащить их оттуда. И так, как мы видели объясняет комментарий Кли Якар, что нужна была “рука сильная”, в отношении Израиля, не в меньшей степени, чем в отношении египтян.

Похоронная процессия Якова

Если правильно, что целью просьбы Якова и просьбы Иосефа похоронить их в земле Ханаанской было закрепить в памяти потомства, что земля Ханаанская, это та земля, к которой нужно стремиться вернуться, то проясняется параллель между похоронами Якова и Выходом из Египта.

Можно видеть существенную параллель между похоронной процессией Якова из Египта в Ханаан, и между выходом евреев из Египта и возвращением в землю Ханаанскую через двести лет. Один из важных моментов, подчеркивающих эту параллельность, заключается в том, что Тора отмечает странный факт, и подчеркивает, что точка в которой сыновья Якова входят в землю Ханаанскую – это Заиордания (За Иорданом). И это подобно тому, как сыновья Израиля вошли в Землю после сорока лет блуждания по пустыне. Вход с этого направления, неожидан, так как естественным образом из Египта войти в эту землю с юго-запада, а не с востока. Но в обоих случаях происходит наоборот.

Также колесницы и всадники, сопровождающие сыновей Якова – напоминают нам о египетских колесницах и всадниках, которые преследовали сыновей Израиля при выходе из Египта. Конечно, есть существенная разница – на похоронах Якова они сопровождают сыновей Якова, выражая этим почет отцу Иосефа, и не гонятся за сыновьями Израиля, чтобы их вернуть в Египет. Однако, такое сочетание как “колесницы и всадники” упоминается в Торе только в двух этих случаях, и есть ощущение, что и в похоронной процессии, их роль была проследить, чтобы все сыновья Израиля вернулись в Египет.

Где Заиордание?

Гл. 50 (7) И взошел Иосеф хоронить отца своего. И взошли с ним все рабы Паро, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, (8) И весь дом Иосефа, и братья его, и дом отца его. Только малюток своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гошен. (9) С ним взошли также колесницы и всадники; и был стан весьма велик. (10) И дошли они до Горен-Аатада, что по ту сторону Иордана, и плакали там плачем великим и весьма сильным; и он свершал траур по отце своем семь дней. (11) И увидели жители земли той, Ханаанеи, этот траур в Горен-Аатаде, и сказали: велик этот траур у Египтян! Посему наречено имя месту тому Авел-Мицраим, что за Иорданом.

Принято считать, что под “за Иорданом” – имеется в виду восточный берег Иордана. И поэтому очень странно, что похоронная процессия Якова проходит через восточный берег Иордана. Ведь пункт назначения – это Хеврон, зачем нужно было приходить туда с востока? Но, “за Иорданом” в Писании может означать и западный берег Иордана, и это встречается в нескольких местах в Писании. Так, например, когда сыновья Гада и Реувена обещают выйти в первых рядах на войну с народами они говорят (Числа 32):

(16) И подошли они к нему, и сказали: овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города для детей наших; (17) Сами же мы первыми вооружимся и пойдем пред сынами Израиля, доколе не приведем их на место их; а дети наши пусть останутся в городах укрепленных (для защиты) от жителей этой земли. (18) Не возвратимся в дома наши, пока не расселятся сыны Израиля, каждый в наделе своем. (19) Ибо мы не возьмем с ними надела по ту сторону Иордана и далее, ибо достался нам надел наш с восточной стороны Иордана.

Тут говориться о двух берегах Иордана в одном и том же стихе, и именно восточный берег Иордана определен, как “с восточной стороны Иордана”, а просто “по ту сторону Иордана” – означает западный берег.

И таже в молитве Моисея: (Второзаконие 3: 25)

Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Иорданом, на эту гору прекрасную и на Леванон.

Имеется в виду Земля, которая еще не завоевана, т.е. западный берег Иордана.

И также описывается место горы Гризим и горы Эйваль в разделе Ре:

(29) И будет, когда приведет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты вступаешь, чтоб овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль. (30) Они ведь за Иорданом, по дороге к заходу солнца, в земле Ханаанейца, обитающего в степи, против Гилгала, близ Элонэй Море.

Может быть, следует заключить, что сторона Иордана – может означать рядом с Иорданом, близко к Иордану, в земле Иордана. Так же, как и выражение “За рекой” в книге Иеhошуа – относится к реке Прат, и имеется в виду не обязательно какая-то сторона реки. Таким образом, возможно, что понятие “за Иорданом” означает и западный берег Иордана, особенно, когда им пользуется тот, кто находится на восточном его берегу. И поскольку смысл этого выражения неопределенен, следует решать из контекста и логики. И снова возникает вопрос, почему тут Тора использует выражение, из которого нельзя извлечь информацию о точном месте, что только запутывает нас?

Возможно, что упоминание “Заиордания”, (за Иорданом) таким неоднозначным образом связанно именно с теми соображениями, которые мы приводили выше. Тора хотела провести параллель между похоронной процессией Якова и Выходом сыновей Израиля из Египта. И поэтому она подчеркнула, что завещание Якова его детям, отнести и похоронить его в земле Ханаанской – связано именно с Выходом из Египта, который произойдет двести лет спустя. Завещание Якова закрепляет в памяти его сыновей знание о том, что их владения – это земля Ханаанская. И в конце концов это приводит к тому, что сыновья Израиля знают, что нужно ждать того часа, когда они выйдут из Египта, и вернутся в свою Землю. И это, в конце концов, сделало возможным выход из Египта.

−−−−−−−−−*−−−−−−−−−

Перевод статьи с сайта Танах колледжа “Гецог”

 

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Еще по теме
Close
Back to top button
Translate »