Идеологические предпосылки греха Золотого Тельца
Рав Амнон Базак
1.”Пока за трапезою царь, нэрд [благовоние] мой издавал запах свой” (Песнь песней 1:12)
Талмуд в трактате Гитин приводит слова Улы, который (как объясняет Раши) относятся к греху Золотого Тельца:
“Сказал Ула: жалкое зрелище, невеста, которая прелюбодействовала под хупой. Сказал рав Мари, сын дочери Шмуэля: К какому стиху относится это высказывание? Ответ: Пока за трапезою царь, нэрд [благовоние] мой издавал запах свой”. (Гитин 36, б)
И Раши объясняет: “Прелюбодействовала под хупой – Когда еще Шхина (Божественное присутствие) и Израиль на Синае – они сделали Золотого Тельца“.
И действительно, это совершенно не понятно: После всех знамений и чудес в Египте, и после развержения Красного Моря, и после того как в результате сказано: “И поверили в Бога и в его слугу Моисея” (14:31). После высшей точки, Синайского Откровения, когда “Весь народ видел звуки и молнии” (20:15), как они могли так быстро испортиться? Когда они еще находились в том же месте – как они могли сделать литого идола? Как можно объяснить такой драматический переворот, произошедший с народом Израиля, от того, что они только недавно услышали: “Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской” (20:2) и к тому, что они сказали о Золотом Тельце: “Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской!” (32:4)?
Постараемся ответить на этот вопрос далее.
- “И я узнал, что керувы они” (Иехезкиеэль 10:20)
Прежде всего, мы должны понять, насколько далеки от нас видения Иехезкиэля. Он единственный из пророков Израиля, кто описал видение “Колесницы” Всевышнего, которая “перевозит” Шхину из одного места в другое. Эта колесница описана в первой главе его книги во всех подробностях ее устройства. Колесница включает в себя четырех животных, у каждого из которых – четыре лица. Лица под ними, Небеса над ними, а над Небесами – Престол, а над ним “образ, подобный человеку, на нем сверху” (Иехезекиэль 1:26-28). В первой главе книги, можно было бы предположить, что все это видение описывает престол Всевышнего, но далее понятно, что он видел не только Престол, но и Колесницу, смысл которой – это уход Шхины в изгнание. В 10 главе книги Иехезкиэля, описывается грозное пророчество – ухода Бога от Керувов, которые располагались в Храме – к Колеснице, которая уносит Шхину на восток. В конце книге, в центре 43 главы есть пророчество об Избавлении, которым завершается книга Иехезкиэля. И оно описывает возвращение Шхины в Храм на той же самой Колеснице.
Обратим внимание на структуру животных, находящихся в основе Колесницы. В первой главе Иехезкиель называет их “животные”, а в 10 главе “Керувы”. При сравнении ликов животных в первой главе и ликов Керувов в 10 главе заметна разница:
Вот эти лики:
В 1 главе: лик человека, лик льва, лик быка, лик орла
Во 10 главе: лик Керува, лик человека, лик льва, лик орла
Из этого сравнения мы можем выучить несколько вещей:
- Керув – это бык. И этот комментарий согласуется с языковым анализом. Бык – это классическая скотина, на которой пашут, а пахота на арамейском называется “карва”.
- Как мы уже говорили, в главе 10 все животные называются “керувы”. Отсюда можно сделать вывод, что Колесница Всевышнего опирается на четырех быков, у каждого из которых есть четыре лица.
- Уход Шхины, описываемый в 10 главе – это переход от Керувов к Керувам. От Керувов расположенных стационарно в Храме к движущимся Керувам перемещающим Шхину на восток. Вначале, в 9 главе (ст. 3) написано “И слава Бога Израиля поднялась с Керува, над которым она была, к порогу дома“. А после этого в главе 10:18: “И отошла слава Господня от порога дома, и стала над Керувами“. И только после этого Иехезкиель понимает, что те животные, видение которых он описывал в первой главе – на самом деле – быки, керувы, символизирующие перенос Шхины с одного места на другое. “Это – те животные, что видел я под Богом Израиля при реке Кевар. И я узнал, что керувы они”. (10:20)
- “И под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте” (Исход 24:10)
Вернемся теперь к сыновьям Израиля, которые стояли станом в пустыне Синай под горой. В конце недельного раздела “Мишпатим” мы читаем еще одно описание Синайского Откровения, в котором удостоились сыновья Израиля увидеть Престол Всевышнего: “И под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте” (Исход 24:10).
Это описание напоминает видение, описанное Иехезкиэлем в первой главе. Там, как уже говорилось, присутствуют Небеса, которые над животными – находящимися в центре Колесницы. (Иехезкиэль 1:26) : “Над сводом же, который над головами их, – образ престола, подобным камню Сапфиру“. Удостоились они увидеть Престол Всевышнего, тот Престол, который покоится на четырех Керувах. И так комментирует Ибн Эзра стих Исход 24:10:
“И видели они Бога Израиля” – А там [Иехизкиэль] написано: “Это – те животные, что видел я под Богом Израиля”. И тут сокращено, то, что они под Небесами, и Небеса под Престолом”.
Этот комментарий проливает новый свет на историю о Золотом Тельце. В конце недельного раздела Мишпатим Израиль уже увидел, что Бог восседает на быках. Теперь же, когда Моше вознесся на небеса и еще не вернулся, Израиль попросил Аарона вернуть Шхину им, чтобы она могла идти перед народом. Поэтому Аарон построил им новую колесницу, выполненную по форме знакомой им уже колесницы.
Как написано в Псалме (106:19-20): “Сделали они тельца в Хореве; преклонялись перед идолом литым; И променяли Славу свою на изображение быка, жующего траву”.
С точки зрения Аарона, Телец вовсе не предназначался для идолопоклонства, и так следует из его слов: “Праздник Богу завтра” (32:2). Грех Аарона был в искусственной попытке “спустить” Шхину на Керува – быка. На тельца, созданного по принципу “сделай сам”, вместо того, чтобы Шхина сама устанавливала место своего пребывания.
Однако, представляется, что народ не понял правильно намеренья Аарона. Сначала, когда они воскликнули: “Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской!“, пока еще не было понятно, куда они указывали, на Тельца, или может быть вознесли свои руки над ним, на то место, куда должна была бы снизойти Шхина. Может быть, именно про это место они сказали: “Вот Бог твой, Израиль…“? Но после этого, проясняется, что, по крайней мере, большая часть народа, те что помнили Синайское Откровение, быков и Престол, уже не различали между сидением и Тем Кто на над ним:
“Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской” (32:8).
- И буду Я открываться тебе там из среды двух Керувов
Известно разногласие по поводу того, было ли дано повеление о Скинии до греха Тельца, или же разделы в Торе не идут по хронологическому порядку, и это повеление было дано лишь после греха. По мнению Раши (31:18) мы следуем принципу “Нет предыдущего и последующего в Торе”, т.е. порядок описания происходящего в Торе не всегда хронологический. И поэтому, он пишет, что: “Грех Тельца был задолго до повеления о построении Скинии”. Тогда как, по мнению Нахманида “По прямому смыслу, Моисей получил заповедь о построении Скинии до греха Тельца” (Левит 8:1).
Многие объясняли духовный смысл этого разногласия и обсуждали, было ли построение Скинии задумано изначально, или эта заповедь была дана в результате греха. Так или иначе, существует связь между Скинией и грехом, и в Скинии мы находим тех же Керувов, которые в основе Престола Всевышнего.
“И буду Я открываться тебе там и говорить с тобою поверх крышки, из среды двух Керувов, которые над ковчегом откровения, обо всем, что буду заповедывать через тебя сынам Израиля” (25:22).
Можно сказать, что, не смотря на то, что основа греха Тельца была в том, что оказались смазаны различия между материальным Престолом и между духовным Восседающим над ним, Всевышний не решил скрывать свой Престол. И далее от народа требуется различать между Престолом и тем, Кто Восседает на нем.
Народу пока еще нужны осязаемые символы, которые отражают пребывание метафизической Шхины. При этом ограничение понятно: Керувим, хотя и существуют, но народу Израиля нет разрешения их видеть. Единственный кто имеет права увидеть раз в году Керувов, это никто иной, как Аарон. Именно Аарон, не смотря на грех Тельца, описанный выше, умеет различать между Престолом и между “Праздником Богу”. И поэтому он может заходить без опасений в Святая Святых, поскольку он знает, что самое главное находится над крышкой, между Керувами.
- “И сделали двух Золотых Тельцов” (Царств I 12:28)
Выясняется, что нет универсальных решений. Много поколений после этого, когда казалось, что был полностью усвоен урок греха Тельца, Иероваам сын Навата привел Израиль к тому же греху. В книге Царств I рассказывается, что Рехавам царствовал над Иерусалимом, там где был Храм, и Иероваам опасался, что:
“Если народ этот поднимется в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то обратится сердце народа этого к господину своему, к Рехаваму, царю Иудейскому, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму, царю Иудейскому” (Царств 12:27).
Поэтому он решил поставить двух золотых тельцов в границах своей страны, одного в Дане – на севере, и одного в Бейт Эле – на юге. И тогда он еще раз объявил:
“Довольно ходили вы в Иерусалим; вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской” (Царств 12:28).
Выясняется, что у того, что сделал Иероваам была глубокая идеологическая подоплека. Народ уже привык к тому, что Всевышний покоится между двух Керувов, и поэтому Иеровааму было не достаточно сделать одного Керува, и он сделал два. Смысл установления двух Керувов на границах Израиля – это расширение области на которой покоится Шхина. Вместо того, что Шхина располагалась между двух Керувов в Храме, она теперь будет располагаться между двумя Керувами – одним на севере, и вторым на юге, т.е. во всем Израильском царстве. И так Иероваам собирался достичь свой настоящей цели, чтобы народ перестал видеть в Иерусалиме и Храме – место расположения Шхины, а относился ко всей земле Израиля, как к месту, в котором Бог водворит Имя свое. И, возможно, что когда Иероваам провозгласил: “Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской“, он указывал не на Тельцов, а на то, что между ними.
Однако, то что случилось с Аароном в грехе Тельца, произошло также и с Иероваамом, когда он сделал двух Тельцов: “И было это грехом, (ибо) народ ходил к одному (из них) даже в Дан” (Царств I 12:30). У народа снова были смазаны различия между тельцами и тем что они символизируют. Снова произошла та же самая ошибка, и вместо служения Богу, хотя бы и неверным образом, очень быстро народ Израиля перешел к служению самим Тельцам: “И приносил жертвы тельцам, которых сделал” (Царств I 12:32). Так согрешил Иероваам, и так привел к греху весь Израиль.
Размывание границ между целью и средством, между осязаемым и абстрактным, между символом и сущностью – это корень греха Израиля на протяжении всего Писания. И та же проблема проявляется в неправильном отношении к Храму и жертвоприношениям, к царю и царству, к различным путям понимания служения Богу. Но пророк обещает, что в будущем придет день Бога, великий и возвышенный над всем низменным и мелким, и откроется царство Всевышнего всему миру. И тогда поймут все обитатели вселенной, что у изделий рук человека нет реальной ценности:
“И унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день”. (Исая 2:17)
−−−−−−−−−*−−−−−−−−−