Как жить в своей Стране?
Недельные разделы «Ахарей мот», «Кдошим» («После смерти...», «Выделены...»)
Раздел Кдошим, который мы читаем в эту неделю, начинается словами: «выделенными будьте, потому что выделен Я – Ашем Эло’им ваш» (Вайикра 19, 2). Отметим, что христианский перевод слова «кдошим»-«святые» неприемлем, ибо тогда получается, что самая святая из женщин – проститутка-«кдеша». Наш перевод более адекватен и поясняет, что проститутка, конечно не святая, но выделенная из сети нормальных брачно-семейных отношений.
Подробно разъясняются в этом разделе те новые законы, по которым должен жить еврей в своей стране. Не пришелец – чужой среди чужих, а хозяин своей земли и жизни, среди своего народа. Эти законы в принципе отличаются от волчьих законов чужбины. Среди них – и знаменитый императив: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего твоего как самого себя» (Вайикра 19, 18). Именно про эти слова сказал наш великий мудрец Гилель, что в них заключена сама суть Торы. Это и закон о «крае поля»: «И при уборке урожая земли вашей не заканчивай края поля твоего, чтобы скосить, и упавшего от скашивания твоего не подбирай. И виноградника твоего отдельные ягоды не обрывай, и упавших ягод виноградника твоего не подбирай – для бедного и для гера оставь их» (Вайикра 19, 9-10). Это и «Не обирай ближнего твоего и не присваивай – не оставляй ночевать заработок наёмный с тобой до утра» (Вайикра 19, 13), и «не стой на крови ближнего твоего», и «Не проклинай глухого и перед слепым не клади препятствие, и трепещи перед Эло’им твоим: Я – Ашем» (Вайикра 19, 13).
Мудрецы наши в своих комментариях обращают внимание именно на последний, из приведенных выше, закон. Это связано с тем, что не смотря на ее весьма аллегорический характер, в этой заповеди заключено то основное, что отличает мораль религиозную от морали «естественной» (секулярной). Понятно, что глухой не услышит кто хулит его, а слепой не увидит кто поставил препятствие на его пути. Но в этой заповеди говорится также о Том, от кого не утаится ничего из происходящего. И именно это является базисом как для этой конкретной заповеди, так и для всех моральных заповедей Торы.
Не естественные законы общежития оказываются основой морали, а мораль Торы определяет новые, по-настоящему человеческие, законы общежития. В дальнейшем, через христианство и ислам, эти законы, преобразившись сами, преобразуют весь строй человеческих отношений на земле, заменив собой (насколько это возможно) «естественные» законы джунглей. Недаром один из величайших врагов рода человеческого – Гитлер – говорил, что он ненавидит евреев за то, что они дали миру мораль. Может быть, в этом заключена и основа антисемитизма. По-видимому, и основная линия конфликта между секулярной и религиозной частями современного еврейского народа проходит именно здесь. Конечно, религиозная мораль ограничивает естественные позывы, которые сближают человека с животным, переводя его жизнь в другую плоскость, где перед ним открываются другие просторы, другая свобода.
Но и Тора и наши учителя понимали, что все это не осуществится автоматически. Естественное желание человека преуспеть в жизни, улучшить, облегчить, свое существование способно так воздействовать на подсознание, что человек, преследующий даже благие (на первый взгляд) цели, способен наносить ущерб своему ближнему (мы здесь не говорим о прямо злых намерениях, которым изощренный разум всегда способен дать внешне облагораживающее толкование). В то же время, у глубоко религиозного человека «страх небес», – постоянное ощущение присутствия (и участия) «Эло’им твоего» в его жизни, воздействует, прежде всего, именно на подсознание. Таким образом, моральные императивы у религиозного человека должны быть застрахованы от подвохов, связанных с подсознанием. Отсюда и повышенная требовательность секулярной части населения к поведению людей религиозных. Секулярный человек ощущает себя в каком смысле «фирмой с ограниченной ответственностью» – «homo sapiens LTD», но уж человек религиозный не может сослаться на проколы подсознания и сказать, что он хотел как лучше…. И в этих претензиях людей секулярных безусловно есть рациональное зерно.
Поведение религиозного человека по отношению к ближнему своему самый верный и строгий критерий глубины «страха небес» у этого человека. К сожалению далеко не всегда удается религиозному человеку выдерживать этот экзамен. Более того, наши мудрецы полагают, что выполнение моральных заповедей Торы, как и всякое серьезное дело, требует правильного обучения и постоянного самоанализа. Такой самоконтроль способен, по принципу обратной связи, воздействовать и на подсознание человека, укрепляя, в свою очередь, его религиозное чувство – «страх небес».
Рамбан в своих комментариях к этому отрывку Торы идет еще дальше. Под «слепым» он подразумевает любого, кто нуждается в совете и разъяснениях. В этом смысле заповедь «перед слепым не клади препятствие» по его мнению предостерегает нас от введения своего ближнего в заблуждение. И здесь истинные намерения человека являются определяющими. Если он дает совет кому-либо, имея ввиду прежде всего свои интересы, то велика вероятность нанесения ущерба (умышленно или нет) спрашивающему совет. Другой разновидностью этого греха является искушение человека или даже навязывание ему своего мнения. В любой из этих ситуаций Тора предостерегает нас от использования сложности ситуации, в которой оказался наш ближний, в своих интересах.
Конечно, очень трудно порой разобраться, где убеждение переходит в навязывание своего мнения и где наши собственные интересы превалируют над интересами того с кем мы имеем дело; когда мы должны поступиться своими интересами, а когда этого не следует делать. Поэтому и призывает нас Тора «выделенными будьте, потому что выделен Я – Ашем Эло’им ваш». Когда еврей постоянно помнит, что он не волк, который должен зубами урвать у жизни свой кусок, а сын Завета, и народ его не просто среда обитания, а народ Завета, тогда жизнь его среди народа его наполняется высоким смыслом и в отношениях с ближним всегда присутствует Тот, с кем заключен этот Завет; Тот кто дал нам эти законы для жизни в своей Стране.
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь