От Речений к Заповедям
Рав Меир Медан
Рав Ицхак Меир Альтер (известный также под именем Хидушей hа-Рим) основатель и первый цадик Гурских хасидов, объяснял взаимосвязь между десятью речениями, которыми был сотворен мир и дестью египетскими казнями. И сформулировал это со свойственной ему лаконичностью:
Была необходимость в Десяти Поражениях, чтобы снять шелуху (клипот) сокрытия с Десяти Речений и преобразовать их в Десять Заповедей. (Сфат Эмет на раздел “Бо”)
И там же он пишет об этом немного иначе:
После Египетского Избавления из Десяти Речений были созданы Десять Заповедей, через поражения Египта.
Десять Речений, Десять Поражений, Десять Заповедей.
Десять Речений – это Творение, Десять Поражений – это Выход из Египта, Десять Заповедей – это Синайское Откровение. И все эти событие – открытие Всевышнего в мире. И мы знаем, что все что Всевышний сотворил в мире, Он сотворил во Славу Его. Как сказано в трактате Поучения Отцов (гл. 6, 12)
Все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил Он как сказано: “все, названное именем моим, себе во славу Я сотворил, создал и содеял” Он как сказано: “все, названное именем моим, себе во славу Я сотворил, создал и содеял”, и еще сказано: “Господь будет царствовать во веки веков”.
Другими словами – мир был создан, чтобы открыть в нем Существование и Царство Всевышнего. Сотворение описано словами из 33, Псалма, ст. 6.
“Словом Господним сотворены небеса, и дуновением уст Его – все воинство их!”
По слову Всевышнего был сотворен мир, и по его повелению он существует. И наши мудрецы в Поучениях Отцов разъясняют, что Речений было десять. (А не девять и не одиннадцать).
И рав Ицхак Меир Альтер подчеркивает эту общую сторону, которая проявляется при Творении мира, при Выходе из Египта и в Синайском Откровении. Во всех случаях присутствует число десять. И понятно, что это не случайность, а есть связь между этими событиями. И эта связь между началом, серединой и целью.
Внук его, Иеhуда Арье Лейб Альтер, автор книги Сфат Эмет (по которой часто его и называют) разъясняет различия между Речением (мамар) и Высказыванием (в русском устоялось название “десять заповедей”, но в иврите это десять высказываний, диброт). И вот краткий пересказ идеи Сфат Эмет: Мамар находится в сокрытии, его влияние не ощущается, а дибур – высказан открыто. Слово амира – мягкое, а слово дибур – жесткое, однозначное. Есть связь между сформулированным как дибур – и поражениями. И назначение этих высказываний – открыть, что внутренняя сила и жизненность всего проистекает из Десяти Речений.
Десять Речений были во время Творения, они были скрыты в нем, никто из людей их не слышал, Десять Заповедей во время Синайского Откровения были открыты, и подчеркнуто: “И весь народ видел звуки” (Исход 20:15).
Но переход от срытого к открытию проходит через этап Десяти Поражений.
Эта идея ясна и понятна, но частности требуют разъяснения.
Есть два пути осознания существования и Царства Всевышнего в мире.
Первый – это природа,
Второй – это Тора.
И оба они описаны в 19 Псалме. Природа возвещает о величии и славе Творца:
- Небеса рассказывают о славе Бога, о делах рук Его повествует небосвод.
- Изо дня в день ведут рассказ, из ночи в ночь учат мудрости.
- Нет речи и нет слов, не слышен голос их;
- А глагол их проходит по всей земле, и слово их до пределов вселенной. Там поставил Он шатер Солнцу.
Здесь описано, как природа рассказывает о величие Бога. Небеса, день и ночь, солнце огибающее мир с одного конца неба до другого. И далее говориться о Торе:
- Закон [Тора] Господен совершенен, он возвращает силы душе; свидетельства Господни верны, даруют мудрость простаку.
- Повеления Господни истинны, они веселят сердце; заповедь Господня светла: она просвещает очи.
Какая разница между этими двумя путями? Природа рассказывает и говорит, а Тора возвращает силы душе, даруют мудрость простаку, веселит сердце, просвещает очи. И это то, что природа не в силах сделать. Они – небеса, день и ночь и т.д. – только рассказывают, говорят, выявляют. Но не все слышат, не все видят и понимают. Тот кто хочет, видит, слышит и понимает. Как сказал пророк Исая (40:26):
Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и (от) Мощного силой никто не скроется.
Созерцание чудес природы может привести к познанию Всевышнего, к любви к Нему и трепету перед Ним. И об этом уже написал Маймонид в законах основ Торы:
Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости – немедленно он полюбит Его и будет восхвалять и прославлять и воспылает страстным желанием знать Его великое имя … И когда поразмыслит обо всём этом человек – сразу он будет потрясен и убоится и ужаснется от мысли, что сам он – малое и низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих … что есть человек, что Ты помнишь его?”
И это случается только, если человек созерцает по-настоящему, если он хочет увидеть. Но тот, кто не хочет увидеть великую истину, созерцание природы может, наоборот, стать для него преткновением. Как сказано во Второзоконии (4:19):
“А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им…”
И Тора там же в стихах 15-17 предостерегает о поклонения им.
Таким образом неправильное созерцание природы может привести к идолопоклонству, и также и к неверию. В данном случае нет большой разницы между этими двумя вещами. Оба они пренебрегают первопричиной, уклоняются от признания Творца. Творца, который Мудр, и Хорош, и Выражает свое Желание, и Может все. Он Творит исходя из Желания и ради цели, ради того, к чему должно прийти Его творение. И идолопоклонство и неверие видят в природе самостоятельные силы, желания и возможности, или же механические действия, которые совершаются случайно или по природным законам, у которых не было законодателя. И для того чтобы спасти человека от ошибки, к которой может привести его неверный взгляд на природу, дана Тора и она совершенна, ее заповеди светлы, возвращает силы душе, даруют мудрость простаку, веселит сердце, просвещает очи. Чтобы исполнить “и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию” (Числа 15:39).
Слова Торы дополняют то, чего не хватало в Речениях при Творении природы. Когда природа приходит рассказать нам, про Бога (Псалом 147:15-19), псалом употребляет слово “дваро“:
- Он посылает повеление Свое на землю – стремительно несется слово Его!
- Он сыплет снег, похожий на шерсть, рассыпает иней, подобный пеплу,
- Разбрасывает ледышки, как крошки хлеба. Кто устоит пред стужей Его?
- Посылает Он слово Свое – и все тает; подымает ветер – и текут воды.
- Он оглашает слово Свое Яакову, постановления и законы Свои – Израилю.
С одной стороны – во время Творения были маамарот т.е. творение природы, о чем также и свидетельствует Божественное Имя “Элоким”, в первой главе Бытия. А с другой стороны – десять Заповедей (диброт), которые дают ” постановления и законы Свои – Израилю”. И тут используется имя hа-Шем (“Я Господь Бог твой”), и это указывает на уровень выше природы.
И между этими двумя событиями происходят Десять Поражений, которые были посланы Всевышним в Египте и были подготовкой к Синайскому Откровению, дарованию Торы. В этих поражениях было проявлена сила подчиняющая законы природы. Она превращала море в сушу, воду в кровь, пыль во вшей, свет – во тьму, и таким образом открывалось имя hа-Шем.
Десять речений – Творение, и их собственная речь – неодушевленное: “Нет речи и нет слов, не слышен голос их”. И даже в тот час, когда “глагол их проходит по всей земле, и слово их до пределов вселенной”, тот, кто не умеет прислушиваться – не услышит, и не увидит в них действия Всевышнего. Он может воспринимать их как идолов, или как слепую игру природы.
Но Десять Заповедей – это открытое Откровение: “Лицом к лицу говорил Господь с вами” в Синайском Откровении.
Но чтобы привести мир к этому Откровению, нужна была предварительная подготовка. Нужно было продемонстрировать силу Всевышнего, находящегося над природой. И это чудеса, которые тот, кто видел их, не может отрицать, или игнорировать или пренебрегать Тем, кто их совершил. Это десять поражений, которые Всевышний привел на Египет, “дабы ты знал, что Я Господь среди земли”. Исход (8:18).
И это то, о чем говорил Хидушей hа-Рим. В Десяти речениях, т.е. в Творении не было еще возможности открыть миру силу Всевышнего, они были в сокрытии, под “шелухой” (клипот) законов природы. Но через поражения, в которых было нарушение и переустройство законов природы мир продвинулся от Речений к Высказываниям (заповедям). И это прямое открытие Имя Всевышнего. Того, который Был Есть и Будет, и Он осуществляет мир, творит его беспрерывно. Осуществляет постоянное Творение и постоянное Управление.
Сфат Эмет добавляет к этому, что перед поражениями, мог Фараон сказать: “Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя” (Иехезкиэль 29:2). Но после Десяти Поражений он уже не может этого сказать. “И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет“. (Исход 7:5).
−−−−−−−−−*−−−−−−−−−
Перевод статьи с сайта Танах колледжа “Гецог”