Соглашения Авраама
Благословенные соглашения Авраама[1], заключённые в недавнее время, повергли нас в изумление. Помимо благодарности Творцу мира за то, что мы удостоились своими глазами увидеть, как мало-помалу исполняется пророчество Ишайи, и волк живёт вместе с ягненком, мы начинаем осознавать новое явление, которое обязывает нас взглянуть на вещи по-новому.
После долгого периода, когда еврейский нарратив был основан на том, что необходимо отделиться от народов и знать, что всё начинается и заканчивается у нас, и праотец Авраам – только наш и ничей больше, мы вдруг просыпаемся в новой реальности, в которой оказывается, что есть ещё несколько сотен миллионов людей, которые видят в Аврааме источник вдохновения и установления мира на земле, фактор, объединяющий народы. Есть что-то в личности Авраама настолько мощное, что через тысячи лет после его смерти вдохновляет людей заключать соглашения мира между народами, и все чувствуют, что они его дети, а он их отец.
Кто он, Авраам? Какому народу принадлежит? Или он обособленный еврей, все интересы которого замкнуты на служении Его Творцу, или он еврей широкого масштаба, объемлющий мир и его культуры.
Попробуем представить эти две противоположные грани личности праотца Авраама – когда, с одной стороны, в нём есть обособленность, а с другой – сопричастность.
Сфера обособленности
Праотец Авраам получил имя Авраам-еврей. Рабби Йеѓуда говорит об этом: «весь мир на одной стороне[2], а он на другой»[3].
В своих десяти известных испытаниях Авраам демонстрирует возможность оторваться от всего ради Всевышнего, отметим некоторые из них:
В испытании в Ур Касдиме, когда праотец Авраам был брошен в огненную печь, он показал людям, живущим рядом с ним, что он не такой, как они, и, хотя они живут вместе, но разделены из-за различия в идеологиях.
Когда Авраам оставил отца своего в Харане и ушел в Землю Израиля (второе испытание), он отделился от своей семьи, от отца, матери и земли своего рождения.
Когда Сара была взята в дом фараона и в дом Авимелеха (четвёртое и девятое испытания), отделился Авраам от своей жены (потому что обычно та, что взята в дом фараона, не возвращается, и Авраам не знал в тот момент, что она вернется).
В союзе между рассеченных частей (шестое испытание), было возвещено Аврааму, что несмотря на его великую преданность, его потомки будут в будущем терпеть страдания от чужого народа около 410 лет. Также от Авраама потребовалось отделиться от своих мыслей и чувств, и не задавать вопросы: «Это Тора и это награда за неё?»
В испытании союза обрезания (седьмое испытание) Авраам должен был отделить от себя крайнюю плоть – часть своего тела.
В испытании изгнания Агари и Ишмаэля (восьмое испытание) праотец Авраам должен был отделиться от своей естественной совести.
В испытании связывания Ицхака кроме природной трудности для отца убить своего сына, Авраам должен был совершить действие, противоречащее миссии, которой он посвятил всю жизнь – миссии милосердия и борьбы с идолопоклонством.
После десяти испытаний выясняется, что «один был Авраам»[4]. Праотец Авраам оказывается одинок, отрезан от семьи, земли, родины, отделён от своего племянника (Лота), своей наложницы (Агарь), своего сына (Ишмаэля), отделён от себя (от своей морали и своей совести), чтобы целиком и полностью аннулировать себя перед волей Всевышнего.
Если так посмотреть на праотца Авраама, то получается, что совершенный еврей – это тот, кто выходит против всех ради своей веры и своего единения с Богом.
Сфера причастности
С другой стороны, мы видим, что праотец Аврааам– это персонаж, включённый в мир и его обитателей, человек большого мира.
В книге Зоѓар Авраам предстаёт как великий исследователь культур, который знал духовный корень каждой культуры и высших ангелов, управляющих ими, но когда Авраам попытался понять духовный корень земли Израиля, и кто её ангел, то впал в большое недоумение и отправился в землю Израиля, чтобы раскрыть это, и там он раскрыл, что нет ангела у земли Израиля, и она управляется напрямую Всевышним.
Также в Зоѓаре описывается, что Авраам прожил всю жизнь в таких местах, где есть много путников, чтобы принимать гостей.
И такой великий человек, которому удалось объединить и вместить в себя все культуры, который занимался всю жизнь принятием гостей, достоин миссии стать отцом множества народов.
Новая задача
На этой неделе мы отмечали день смерти Маниту[5], который все время повторял, что Всевышний сотворил весь мир и все народы, и у всех есть своя система духовных ценностей и свое дело.
На протяжении поколений мы, в основном, были заняты борьбой за сохранение своей еврейской идентичности и верности Торе, и заповедям – против всех, кто пытался увести нас от этого.
Но теперь мы входим в новую эпоху. Всевышний требует от нас понять, как Он раскрывается среди народов. Рав Ашкенази, благословенной памяти, который начал заниматься этим, проложил нам начало пути. И теперь мы, как никогда, должны изучать уникальные составляющие личности праотца Авраама, который, с одной стороны, – с Богом против всех, а с другой – со всем человечеством, исходя из того, что это истинное раскрытие его Бога.
Пусть мы удостоимся понять и знать, как верно проложить путь между нашими сферами разделения и смешения, понять, что Всевышний требует от нас в этот уникальный период.
[1] Так назвали соглашения мира, заключенные между Израилем, Бахрейном и ОЭА, заключенные в августе-сентябре 2020г.
[2] Корень слова «иври» (еврей) можно перевести как: по ту сторону, пришедший с той стороны
[3] Берешит Раба 42:8.
[4] Йехезкель, 33:24.
[5] рав Иеѓуда Леон Ашкенази (Маниту) (1922, Алжир — 1996, Иерусалим) — еврейский философ-каббалист, один из ведущих преподавателей иудаизма во Франции после Второй мировой войны.