В этой статья я хочу представить новый взгляд на взаимосвязь между Ноахом и Авараамом, увидеть в ней отражение взаимосвязи между человечеством и Израилем. Нижеизложенное написано в духе учения рава Иеѓуды Леона Ашкенази (Маниту).[1]
Маниту подчеркивает, что между описаниями образа Ноаха, в конце недельного раздела Берешит и в начале раздела Ноах, существует противоречие: в конце раздела Берешит сказано: «Ноах же обрел милость в глазах Господа» (Берешит, 6:8), и это означает, что он был спасен от наказания Потопа, потому что нашел милость у Всевышнего. С другой стороны, в следующем стихе, в разделе Ноах сказано: «Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих, с Богом ходил Ноах» (там же, ст. 9). Из этого мы учим, что Ноах был праведным, и в заслугу этого он был спасен от Потопа. И это же следует из продолжения рассказа: «И сказал Господь Ноаху: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (Берешит, 7:1).
Напряженность между этими двумя описаниями отражена также и в Талмуде: с одной стороны, сказано, что Ноах должен был погибнуть в Потопе, но спасся, так как понравился Всевышнему, а не потому что был праведником (трактат Санѓедрин, 108а). С другой стороны, Талмуд подчеркивает, что Ноах был не только «праведным в своих делах», то также и «праведным в своих путях» (трактат Авода Зара, 6а).
Это противоречие можно разрешить, сравнивая Ноаха с Авраамом, его потомком. О Ноахе написано, что он ходил «с Богом», а об Аврааме написано: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен (Берешит, 17:1).
Здесь есть намек на разные уровни веры и образа жизни: праведность Ноаха привязана к Имени «Бог» (Элоким) и соотносится с Богом – Творцом законов всеобщего естественного бытия, включая естественную мораль. Ноах верен законам бытия. А Авраам верен Господу (четырехбуквенное Имя), а именно – Тому, Кто создал эти законы по Своему желанию и возложил на человека ответственность за исправление, которое еще нужно внести в Творение. Авраам может идти перед Господом и прокладывать пути откровения в мире природы, а Ноах может только сохранять то, что уже существует.
Это отличие особенно заметно, если рассмотреть реакцию Ноаха и Авраама на то, что их поколение или часть его приговорено к уничтожению. Когда Ноах слышит о приговоре Потопа, он не пытается повлиять на людей в своем поколении, чтобы они раскаялись, и не пытается повлиять на Бога, чтобы Он простил их. Авраам же начинает судиться с Богом из-за Сдома. Причина этого в том, что Ноах не знаком с тем, что скрывается за законами бытия, так как по законам природы за грех положено наказание, однако, если мы знакомы с Тем, Кто сотворил мир, то мы знаем, что можно раскаяться. Как сказал об этом Маниту: Ноах может быть спасен от потопа, но не может спасти других, как Авраам.
Таким образом, мы видим, что уровень праведности Ноаха не был настолько высок, чтобы он мог спастись от Потопа, но он все-таки нашел милость в глазах Господа. Это «нахождение милости» связано с тем фактом, что Господь видел, что от него может произойти Авраам. А именно, внутри Ноаха скрыт потенциал проявления в мире совершенной человеческой идентичности, которая раскроется в Аврааме. И хотя несомненно, что идентичность Авраама спасла Ноаха, тем не менее, мне представляется, что это что-то говорит о личности Ноаха и его потомков.
После выхода из ковчега Ноах приносит жертву всесожжения и удостаивается заключить союз с Богом, и, в соответствии с Торой, это первый случай, когда Бог заключает союз с человеком. Смысл союза в том, что Бог обещает, что больше не будет разрушать мир из-за поступков человечества, которое произойдет от Ноаха. И это означает, что Он полагается на это человечество, на потомков Ноаха, в том, что у него есть базовый моральный уровень, чтобы дать миру существовать, не подвергая его опасности разрушения.
Можно с определенной долей осторожности сказать, что Тора открывает нам, что человечество Ноаха и его потомков, несмотря на все войны, которые происходили на протяжении всей истории, и на весь антисемитизм, который проявлялся в нем – это человечество, у которого есть моральное ядро, которое может предотвратить повторение потопа и, более того, сможет породить идентичность, которая продвинет человеческую историю в позитивном направлении.
Может быть из этого можно понять, почему человека, принадлежащего к одному из народов мира, который решает следовать универсальному закону, открытому Творцом в Торе, называют «сыном Ноаха» (а не «сыном Адама», например). В некотором смысле, статус сына Ноаха согласно Торе, может привести к универсальной добродетели, которую мы ожидаем от народа Израиля, точно так же, как из Ноаха, в конечном итоге, вышел Авраам. И мы надеемся, что этот процесс может привести к диалогу с Творцом и новому откровению в мире.
На историческом уровне отношений Израиля и человечества, по словам Маниту, есть особая связь между развитием человечества и развитием народа Израиля. Например, Исход из Египта стал возможным не только благодаря Моисею или праведности Израиля в том поколении, но и благодаря состоянию, в котором было человечество в это время. Это поколение человечества было способно воспринять новую степень свободы, проявившуюся в мире.
Согласно Маниту, именно так следует понимать возрождение Государства Израиль после почти двух тысяч лет, в течение которых евреи жили в различных странах в изгнании. Вслед за равом Куком (Орот ѓа-мелхама, 3) Маниту утверждал, что в эпоху Просвещения, когда в Европе зародилась мечта о национальном государстве, основанном на моральных ценностях, создалась подходящая международная атмосфера, в которой могло быть создано Государство Израиль, целью которого было построить политику и закон на основе морали. Вот что он говорит о Французской революции, которая была самым ярким политическим проявлением эпохи Просвещения:
«В конечном итоге, сионизм мог зародиться только в эпоху Французской революции. Когда мир начал говорить о государстве, основанном на ценностях, несмотря на то, что это было абстрактное рассуждение, мечты философов, потерпевшие неудачу … тем не менее, появилась возможность, при которой Яаков сможет сказать Лавану: «Сказал Яаков Лавану: отпусти меня, и пойду я в место свое и в страну свою» (Берешит, 30:25), и в это время был основан сионизм. Можно задуматься о государстве, основанном на моральных ценностях, а потом пойти и реализовать это. Это сионизм, он происходил из той же культуры… Французская революция потерпела неудачу, но та же культура, та же эпоха породила сионизм, и это рождение света Машиаха бен Йосефа» (Цитата из его урока по книге «Врата света» [Шаарей Ора]).
В заключение отметим, что связь между Ноахом и Авраамом является двусторонней: Авраам спас Ноя от Потопа и дал ему возможность возродить человечество, и Ноах также подготовил почву для Авраама, стремясь к заключению завета с Богом, чтобы основать на нем человеческую культуру. Эта взаимосвязь между человечеством и народом Израиля существовала на всех этапах исторического развития, таких как Исход из Египта и создание Государства Израиль.
Я надеюсь, что и в наше время взаимосвязь между сыновьями Ноаха во всем человечестве и народом Израиля даст силы тем и другим вместе реализовать универсальное моральное видение, которого ожидает Творец.
[1] Обсуждение образа Ноаха взято из статьи Маниту на французском языке о недельном разделе «Ноах», в книге «Ибо из Циона…» («Ки ми Цион»), т.1, перевод Элиэзера Шерки.