Опасность овеществления в Храме
На первый взгляд, в существовании Храма есть опасность овеществления Бога путем ограничения Его местом. Но на самом деле еще большая опасность кроется в чрезмерном абстрагировании. Так же как есть опасность в овеществлении Божественного, которое ведет к идолопоклонству, так есть и опасность в чрезмерной концептуализации Божественного, которая может привести к атеизму, отрицанию веры. Можно сказать, что вера находится в состоянии маятника, который движется между двух этих крайностей – между идолопоклонством и неверием – пока не достигает подлинной веры. Иногда просыпается сомнение в вере в сердце человека, это сомнение приходит, чтобы очистить душу от скорлупы идолопоклонства, которая прилепилась к ней. Иногда мы видим пробуждение неверия, сомнений, даже в религиозной душе. У этого есть позитивная задача – очистить восприятие, которое потускнело, уменьшилось или стало даже примитивным.
Доказательство тому, что в Храме нет опасности овеществления Божественного, в том, что Храм, который является дворцом Всевышнего, может разрушиться; и даже скрижали – Божественное деяние – могут разрушиться. То есть нет абсолютной святости в материальном, но есть его носители.
Нужен ли Богу Храм?
Представим себе человека, который никогда не читал Тору. Если мы попросим его прочитать весь Хумаш и резюмировать самое главное, что он скажет? Я прочитал, что Бог сотворил мир чтобы сотворить человека, чтобы народ Израиля вышел из Египта, принял Тору, вошел в Землю Израиля и построил Храм. Вывод: Богу нужен Храм. Всевышний страстно желает встречи. Мидраш говорит нам, что еще до сотворения мира, Всевышний построил Себе сукку на Храмовой горе, заходил в нее и молился, говоря: «Да будет воля Моя, чтобы построили мне сыновья Мои дом в этом месте» (Ялкут Шимони Тэѓилим 76:3). То есть Храм изображен не как историческое событие, но как древнее стремление Творца мира к тому, чтобы было у Него с кем и где вести диалог.
Для кого предназначен Храм?
К кому Владыка мира хочет обратиться? Мы видим в Торе, что всегда речь идет о коллективной сущности. Сначала об израильской: «и сделаю тебя народом великим» (Берешит 12:2), а после этого обо всем человечестве: «и благословятся в тебе все семейства земли» (там же, 3). Мне кажется, нужно устранить из Храма национально-израильский аспект, относительно узкий, и понять, что речь идет о Храме, имеющем универсальное, общемировое значение. Когда народ Израиля осознает, что он несет ответственность за все человечество, строительство Храма, для того, чтобы Божественное Присутствие вернулось мир, станет понятным само собой. На сегодняшний день мы находимся в мире, в котором есть разрыв с Творцом, и мир с тоскою ждет, что его Возлюбленный вернется в Свой дворец, в место, где сердце мира живет через сердце нашего народа.
Характер встречи Творца и творения
Храм – это место, где возможна встреча между Творцом и творением. Это место обязательно должно быть защищено и устроено иерархически, потому что встреча творения напрямую с Творцом не всегда желательна. Подобная встреча обязывает к подготовке и требует освящения и очищения со стороны творения. Существуют особые состояния, такие как три праздника паломничества, когда эта встреча реализуется во всем своем великолепии, это подобно воспроизведению стояния у горы Синай, где произошло раскрытие Творца творению лицом к лицу.
Важно отметить, что есть в раскрытии Творца человеку 2 стороны: имперсональная и персональная. Это верно также и в отношении встреч между людьми. Когда ты встречаешь меня в качестве работника банка, ты не встречаешь меня самого, но того, кто выполняет определенную функцию; моя личность скрывается за должностью, которую я исполняю в данный момент. В отличие от ситауции, когда мы ведем между собой дружескую беседу, и тогда моя личность ведет основную часть встречи. Так и Всевышний раскрывается нам в Своем мире в двух качествах: через природу (имперсональный и скрытый аспект) или через раскрытие (персональный аспект, прямой и открытый).
Храм с неба?
Есть большая путаница относительно Третьего Храма, о котором сказано, что он спустится готовым с Небес. Это идет от неточности в понимании выражения «Храм с Небес». Что это за Храм, который находится на Небесах? Где эти Небеса? Может быть есть некий метеор в форме Храма, который летает себе в космосе и ждет разрешения приземлиться на Храмовой горе? Конечно нет. Храм с Небес – это значит духовный Храм. И когда говорят, что в последние времена Храм спустится с небес – имеется в виду, что раскроются идеи. В будущем человек поймет высшим духовным постижением, каким образом духовный Храм должен реализоваться в этом мире: через жертвенник, стены, Святое Святых и так далее. Храм спустится с небес в духовном понимании выражения, но реальные действия будут произведены людьми.
Трубами и голосом шофара трубите
В Рош аШана в Храме трубили и в шофар и в трубы. Шофар – это природный инструмент, в создании которого не участвовал человек, в отличие от трубы, которая дело рук человека. И то и другое мы могли освятить в Храме. Но с тех пор, как разрушен Храм, и наше состояние не есть «перед лицом царя Всевышнего» (Теилим 98:6), мы трубим только в природный шофар. Почему? Потому что есть довольно большие опасности в утрате эстетического аспекта, когда нет присутствия Шхины в мире, как говорит раби Нахман из Бреслава (ЛМ 1) «ибо сейчас (во время галута) главная важность и привлекательность находится у них (народов мира)». После разрушения Храма мы стали слишком истощенными и бессильными, чтобы освятить и эстетический аспект. И что же происходит в наши дни? Эстетическое чувство вернулось к нам, физическая красота народа Израиля снова выделяется, и это явный признак возвращения Шхины.
Что символизируют крувим в Храме?
Образ крува появлялся также в культурах, окружающих народ Израиля в древний период в качестве «транспорта богов». Речь идет о льве или другом животном с добавлением крыльев, на котором едет верхом бог. И вот, также в Святая Святых, тот кто входил, сразу видел крувов, то есть видел крылатые создания, ожидающие кого-то, кто сядет верхом на них. Но видел ли наблюдатель образ, сидящий на крувах? Нет! Отсюда мы учим, что крувим в Храме были нужны, чтобы подчеркнуть тот факт, что у Бога Израиля нет ни тела, ни подобия тела. Крувим в Храме – это яркий антиязыческий образ. И по этой же причине было два крува, а не один, потому что если бы был один крув, мы могли бы подумать, что это бог.
Крувы, прильнувшие друг к другу также символизируют любовные отношения в их чистоте. В иудаизме, не дай Бог, нету демонизации ни любви, ни интимной жизни. Но поскольку жизненные силы, скрытые в любовной жизни, очень велики, то и опасность в отклонении их в неправильном направлении еще больше. А если говорить о связи между Творцом и творением, то это самая великая связь, что может быть, о великой интенсивности жизни, и поэтому крувы появляются именно в такой форме.
В этой связи напомним глубокую идею рава Кука: «корень желания в основе своей – это не желание жить, быть, но желание давать жизнь, бытие». Т.е. интимный акт, когда он чист и свят – это верх святости, потому что он и есть источник жизни. К нашему сожалению, после разрушения Храма, Песнь Песней стала аллегорией собрания Израиля и Всевышнего. В дни царя Шломо это вовсе не было аллегорией, любовь между мужчиной и женщиной в тот период сама по себе была любовью между Всевышним и собранием Израиля, была полным единством ценностей. Что-то подобное этому частично осталось в душе народа. Например, раби Элиягу Да-Видас, один из великих мудрецов каббалы и движения мусар, писал, что тот, кто не знает любовь женщины – не знает, что такое любовь Творца. Это один из многих примеров того, что невозможно жить по-настоящему полной жизнью, не задействуя в этом все аспекты жизни.
Ступень священства
Тора организовала Израильское общество так, чтобы коэн, который служит в Храме, был отделен от проблем жизни этого мира: у коэна нет бремени заработка, ведь народ содержит коэнов; у коэна нету контакта со смертью, поскольку запрещено ему оскверняться прикосновением к мертвому, и также у коэна нет прямого контакта с кризисами – запрещено ему жениться на разведенной женщине. В определенном смысле коэн живет в другой эре, которая позволяет ему смотреть на жизнь свысока, и поэтому он может помочь тому, кто упал.
Есть дополнительный аспект важности ступени священства. Не будем забывать, что послужило причиной победы монотеизма в мире. Факт, что язычество бесповоротно отступило благодаря святым коэнам из дома Хасмонеев, которые ревновали за святость Израиля, в то время когда большинство народа склонялось к эллинизму, и в силу этого монотеизм в конце концов стал значительным фактором во всем человечестве. Была большая важность в том, что одна из семей Израиля хранила луз, зерно святости, чтобы в час кризиса был тот, кто сохранит послание иудаизма.
В ходе поколений мир священства исчез из сознания иудаизма, поскольку еврей в изгнании не способен работать с миром, которого уже нет, миром в котором есть Храм, к которому поднимается весь народ Израиля, и все сократилось до частного стола. Важнее всего пробудить в народе Израиля стремление к исправленному миру, в котором есть также священство переходящее из поколение в поколение, через которого святость переходит ощутимым и реальным образом.
Хидуш гадоль - Храм