По заслугам или не по заслугам?
Тора сообщает нам, что наше наследование Страны Израиля не зависит от заслуг тех, кто завоевывает землю. И так написано в сегодняшнем недельном разделе Торы (Второзаконие 9:6) “Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их”. Но если это действительно так, то наследование Страны Израиля не должно зависеть и от злодейства народов, которые населяли эту землю прежде. Если поведение народа не критерий, – то не имеют значения ни заслуги евреев, ни преступления ханаанеян. Почему же тогда в том же стихе сказано: “но за нечестие народов этих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего…”.
Не совсем понятен также и аргумент, которым заканчивается стих: “дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Якову”. Если эта земля была обещана праотцам за их величие, то неужели от их потомков не потребуется хотя бы минимальной праведности для того, чтобы для них исполнилось данное праотцам обещание?
Но нужно различить между двумя сторонами вопроса. Одно – это приход в Страну, и другое – постоянное проживание в ней.
Приход в Страну не зависит от заслуг, – но для того, чтобы продолжать жить в ней, нужно быть праведниками. Поэтому-то злые дела народов и играют важнейшую роль в нашем завоевании Страны.
Если же приход в Землю Израиля не зависит от дел и заслуг, от чего же он зависит? Какое содержание клятвы, которая была дана праотцам? На этот вопрос дает ответ пророк Иеремия (27:5) “Я сотворил … и Я отдал ее тому, кто достоин этого в глазах Моих”. И стоит привести слова Раши на первый стих Торы: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему прям в Его глазах”.
И отсюда следуют два принципа: (1). Критерий владения Землей – этический, нужно быть “прямым”. (2). “В глазах Бога” – это не обязательно то, что нам кажется “прямым”. Это внутренняя честность, которая не всегда совпадает с “праведностью и прямотой сердца”, упомянутыми в нашей главе, так как их понимают люди. Имеется в виду личная прямота завоевателей Страны, и поколения построения государства. Не смотря на то, что они были “народом жестоковыйным”, все равно заслужили, чтобы через них было реализовано обещанное праотцам.
Как разъясняет Маhараль из Праги, “жестоковыйность” – это позитивное свойство, приверженности истине и справедливости. “Жестоковыйный” не готов изменить своему пути без достаточных оснований, рациональных и этических, в соответствии с которыми он должен измениться. И поэтому ему тяжело раскаяться в своих делах. Но, если он раскаивается, то его раскаяние надежно.
Внутренняя прямота и честность называется “сгула”, – и это свойство души, выражающееся в постоянном требовании к миру, чтобы он был справедлив. Это свойство проявляется в самопожертвовании в войнах Израиля, в которых наша этика проходит испытание в борьбе с не всегда этичным подходом христианства и ислама. В отличие от них наша мораль построена на принципе единства справедливости и суда, который мы унаследовали от праотцев: “Путь Господа, творя справедливость и правосудие; дабы Господь доставил Аврааму, что сказал о нем”. (Бытие 18:19)