Рав Ури Шерки

Откровение

Коллективное откровение, было пережито на национальном уровне

Догма иудаизма

Откровение — это идея о том, что Творец мира открывается людям, чтобы передать им свое Слово. Откровение — одна из основ иудаизма, одно из «тринадцати начал веры» Маймонида, первой попытки дать догматическое определение традиции Израиля, предпринятой в 12 веке. В дальнейшем, в Средние века, раввинистическая традиция сократила это число, сведя его к шести началам (рабби Хасдай Крескас), потом к трем, (рабби Йосеф Альбо, 15 век): существование Бога, откровение и воздаяние. Еще одним поколением позже рабби Шимон бен Цемах Дуран, Рашбац, свел иудаизм к одному единственному принципу: откровению («Тора мин hа шамаим» — «Тора дана с Небес»).

Конкретная идея

Традиция Израиля не основывает иудаизм на абстрактной идее существования Бога, но на откровении. Действительно, говорить о существовании Бога почти невозможно. Поэтому было бы абсурдным основывать веру людей на недоступной для понимания идее. Откровение, будучи живым словом, предаваемым людям, напротив, есть вещь, которую можно усвоить. Опыт, переживаемый пророком, когда к нему обращается Бог, !не вопрос застывшего понятия. Поэтому откровение занимает столь центральное место, оно – единственный опыт, достоверно пережитый.

Как отличить лжепророка?

Но, тем не менее, остается проблема обмана. Более того, если Богу и вправду есть, что мне сказать, почему Он делает это окольным путем, через третье лицо? Традиция Израиля чрезвычайно осторожна в том, что касается откровения. В этом и заключается причина того, почему откровение происходит коллективу, группе людей. Прежде всего, Творец мира поговорил с собранием Израиля у подножья Синая и только после этого мы следуем откровению через посредство слова Моше. Поэтому, только после того, как Бог подтвердил истинность пророчества Моше, мы верим Моше.

Пророчество нормировано: если слова пророка не верны учению Моше, мы не можем их принять, поскольку никакое индивидуальное откровение не может никогда заменить коллективное откровение, пережитое на национальном уровне. Отсюда упрямая верность !Израиля традиции Торы, такой, какой она была дана нам, начиная с горы Синай. !Факт произошедшего на горе Синай откровения Бога дает уверенность в том, что история имеет смысл и что Бог не оставил людей.

Достоверность откровения на горе Синай

Но как быть уверенным в том, что это событие на самом деле имело место? Действительно-ли Бог открывался людям? Важно ввести здесь фундаментальное обобщение, а именно: повествование, лежащее в основе национальной идентичности, не может быть выдумкой в том случае, если оно не сложилось раньше рождения самого народа. Например, у всех народов и племен есть мифы о том, как они возникли. Часто повествуется о чудесном вмешательстве какого -либо из богов в установление общества. И если мы не можем доверять этим повествованиям, то не вследствие их чудесного характера, но потому, что они не обращаются к общей, коллективной памяти народа. Напротив, все эти рассказы повествуют о событиях, которые случились раньше основания коллективной идентичности. Но не в случае Синайского откровения, которое было пережито тогда, когда Израиль стал уже исторической реальностью. Следы травмы рождения коллективной идентичности не могут быть изобретены. Они — подтверждение историчности Синайского откровения.

Революционная идея

Второе замечание подкрепит нашу веру в это событие, а именно: для того, чтобы какая либо вещь была бы изобретена, она должна быть представима. Обманывать волен весь мир. Каждый может выдумать историю, заявив о том, что пережил тот или иной опыт. Но когда мы знаем автора истории и знаем, что он не способен изобрести историю, подобную той, которую рассказывает, можно сказать наверняка, что в ней есть правда. Идея о том, что Творец Мира открылся людям, была немыслима до Синайского откровения. Действительно, в то время как во всех цивилизациях нередко можно встретить богов, близких человеку или составляющих часть природы, мы никогда и нигде не услышим, чтобы Бог, Творец Мира, абсолютное трансцендентное, Бесконечность, открывался бы людям, чтобы сообщить им самые базовые правила жизни, вплоть до того, как готовить чашку кофе в шабат. Для античной ментальности – это вещь немыслимая. Только после Синайского откровения идея об откровении Бога людям становится банальностью, на основе которой возникают новые религии.

Резюмируя – отдельные люди, которые свидетельствуют о слове Творца, свидетельствуют, что Он обращался к ним. И они с необходимостью говорят правду.

Эту идею можно найти в стихе книги Второзакония (4, 32-3): «Ибо спроси о временах прежних, которые были до тебя, со дня, в который Бог сотворил человека на земле, и от края неба и до края неба: сбылось ли когда подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли народ глас Бога, говорящего из среды огня, — как слышал ты, — и остался в живых?» Опроси древние поколения, рассказывали ли когда, как правду или вымысел, что Творец Мира открылся целому народу. Человек никогда не изобрел бы подобного повествования. И поскольку такой тип повествования не мог быть изобретен – то это и есть, безусловно, доказательство его истинности.

Эта уверенность в том, что в истории людей есть исключительный момент, когда Творец являет Себя перед историческим коллективом и сам этот коллектив не является мифическим (народ Израиля продолжает свое существование), доказывает нам, что история имеет смысл, что Бог не оставил людей. Так откровение Бога людям через Израиль есть гарантия исполнения надежды всего человечества.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »