“В гневе смилуйся и вспомни”
В недельных главах “Беhар” и “Бехукотай” мы находим временные циклы основанные на числе семь. Каждый седьмой день – суббота, каждый седьмой год – шмита (субботний год), каждые семь шмитот – юбилейный год.
И следует добавить к этому еще более глобальный цикл, в котором седьмое тысячелетие – это тысячелетие избавления.
Сказано в Талмуде: как седьмой год выделяет из общего порядка один год раз в семь лет, там и мир выделяет одну тысячу лет раз за семь тысяч лет. (Трактат Санhедрин 97а) – т.е. есть еще и семи-тысячелетний цикл, и о нем говорит Ишаяhу Горовиц в книге Шней Лухот hа Брит (Псахим 109). А также есть еще и пятидесяти-тысячелетний цикл (Рабейну Бахия на Бемидбар 10:35). Таким образом, галаха, определяющая ритм еврейской жизни, отражает общую структуру всего мира.
Число семь выражает дополнение естественного трехмерного мира. В трехмерном мире существует шесть направлений, выходящих из одного центра. Центр – это седьмое дополнение к шести направлениям. Поэтому шесть означает становление, а семь – предназначение. Но все это еще в естественных природных рамках. Когда мы поднимаемся над уровнем природы, появляется еще и год свободы, и она приходит после семи семилетий, в начале восьмого цикла. На поднятие над порядком творения, совершенное десятью речениями, есть намек в книге Левит (27:31). В конце законов отделения десятины сказано: “десятое будет свято Господу” – это намек на десятое тысячелетие.
Закономерность, связанная с числом семь повторяется в эпохи кризиса. Так, сказано в книге Левит (26:21) “Если же пойдете Мне наперекор и не захотите слушать Меня, то Я поражу вас всемеро против грехов ваших”. Почему нам важно знать, что наказания тоже приходят на основе числа семь? Показать, что когда Бог наказывает нас, – даже и тогда мы находимся под Его опекой и управлением.
Похожую закономерность мы находим в цикличности национальных трагедий, которые неоднократно происходили девятого ава.
Можно сказать, что даже в отсутствии провидения есть закономерность. Когда мы говорим о провидении, приносящем добро и процветание, это означает, что оно всегда защищает опекаемого им. В устранение провидения есть разные ступени. Создается как бы пространство отчуждения, величина которого изменяется в соответствии с тяжестью падения.
Даже страшная Катастрофа, которая случилась с нашим народом, не была полным отчуждением. И так написано в Торе про конец нашего пребывания в изгнании: ” …когда они будут в земле врагов своих, …не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их” (26:44). Это говорит нам, что в час, когда нельзя больше оставаться в изгнании – там исчезает Божественное Присутствие и силы беззакония правят.