Вечность – это Иерусалим
Вечность – это Иерусалим (Брахот 58а)
Иерусалим устраивает нам встречу с вечностью. Иерусалим поднимает нас над временным и преходящим и приближает к реальности истинной и вечной.
Есть преходящие проблемы, есть сложности, которые проходят, есть временные трудности, и есть Вечность. Иерусалим требует от нас видеть все в перспективе Вечности, иначе любая временная трудность может нас подавить и привести в отчаяние, но истина в Вечности.
Есть вечный народ. Вечность Израиля – это сверхъестественная вещь. В природе нет вечности, в ней есть гибель и исчезновение. И это относится и к народам также, как и к другим явлениям природы. Все древние народы исчезли. Великие народы, которые властвовали над большими частями мира, исчезли, и их нет. А народ Израиля, крошечный, преследуемый народ, который большую часть своей истории был в изгнании, “одна овечка между семьюдесятью волками”, что только не делали против него: указы и гонения, скорби и горести, уничтожения и погромы и реки крови – народ Израиля жив! Со всеми этими трудностями и несчастьями и попытками уничтожения в течение многих поколений, народ Израиля давно должен был уже прекратить свое существование. Но народ Израиля принадлежит Вечности. Вечности Израиля.
Есть город Вечности, это Иерусалим. Правда и то, что это относится ко всей Земле Израиля, вся она принадлежит Вечности. Как сказано в книге Зоhар: “Вся Земля Израиля складывается под Иерусалим”. Иерусалим, он вершина всей Земли Израиля.
Как Иерусалим наш навечно, так и вся Земля Израиля, которая вернулась нам вместе с Иерусалимом. В перспективе Вечности, все это наше, и все это будет наше. Это несомненно, и нет ничего более несомненного. Поскольку это желание Всевышнего, который сорок четыре года назад вернул нам Землю Израиля во главе с Иерусалимом.
Во всем происходящем в нашу эпоху явно проявляется рука Всевышнего, но возвращение Иерусалима и Земли Израиля – это однозначно только Его план. Мы не только этого не планировали, но сделали все, чтобы этого не случилось. Генерал Узи Наркис, который был генералом Центрального Военного Округа в Шестидневную Войну, рассказал нам об этом ночью в День Иерусалима за год до своей смерти.
Еще в то утро, когда разразилась Шестидневная Война, Леви Эшколь, бывший тогда главой правительства, передал послание царю Хусейну: “С вами у нас нет никаких проблем, у нас проблемы только с Египтом. Если вы будете сидеть тихо, мы не тронем вас”. И что же произошло? И укрепил Господь сердце Хусейна, и он вышел на войну против нас. И у нас не было другого выбора, как ответить войной. И так вернулась в наши руки Земля Израиля и Иерусалим. Это действительно потрясающий подарок, которого мы удостоились только чудом.
Для того, чтобы постичь настоящий смысл того, что произошло 44 года назад, приведу текст из Гемары:
Сказал раби Хелбо, сказал Улла из Бири, сказал раби Элазар: Тот, кто видит разрушенные города в Иеhуде должен сказать: “Города святые Твои стали пустыней” (Исаия 64:9) и разрывает ворот своей одежды. Тот, кто видит разрушенный Иерусалим, должен сказать: “Сион пустыней стал, Иерусалим – пустошью” (там же), и разрывает ворот одежды.Видящий разрушенный Храм говорит: “Дом святыни нашей и славы нашей, где славили Тебя отцы наши, сожжен огнем, и все, что дорого нам, предано разрушению” (Исаия 64:10), и разрывает ворот. (Моэд Катан 26а).
Таким образом, есть обязанность разрывать ворот одежды в знак траура по разрушенному Иерусалиму.
Разъясняет комментарий Бейт Иосеф: “Какое разрушение, обязывает нас сделать этот разрыв? Это такое разрушение городов Иеhуды, при котором в нем нет совсем еврейских жителей. Но, если есть в них еврейские жители, не смотря на то, что города в руках другого народа, может показаться, что нет необходимости в разрывании?”. Т.е., возможно, разрывать одежду я обязан лишь по реально разрушенным городам, а, если они отстроены и в руках других народов, то не должен. Но Бейт Иосеф продолжает свой разбор: “Но, может быть, когда они в руках другого народа, даже если есть там еврейские жители, все равно, они считаются разрушенными”. Второе соображение, которое приводит Бейт Иосеф – это, что обязанность разрывать одежду основывается на том, что это траур по разрушению национальному, из-за того, что Иерусалим в руках других народов. И такое постановление выносит Бейт Иосеф, и все законодатели после него согласны с ним.
И в соответствии с этим 44 года назад, когда Иордания властвовала над Иерусалимом, даже, если бы евреи жили в нем, город Бога был бы унижен до последней степени. Когда же дети его вернулись к нему, и освободили его и установили свою власть, это и есть его построение и возрождение. И даже если эти дети не вполне соответствуют требованиям полного совершенства, но это его дети, и они дети Всевышнего в любой ситуации.
Мы удостоились обновленного построения Иерусалима. Как нужно радоваться и благодарить Всевышнего за это! Благословен Ты Господь, строящий Иерусалим. Действительно, пока еще мы не дожили до полного построения Иерусалима. Полностью отстроенный Иерусалим включает в себя и Храм, как мы подчеркиваем это в благословении о построении Иерусалима: “И воцарись в нем, как ты говорил”, и тут говорится о процессе, который безусловно будет завершен.
Нахманид обращается к нам, и утверждает: Если был бы некоторый человек, который дал бы нам точное описание вещей, которые сбудутся, и мы бы увидели, что половина из этих вещей с точностью исполнилась, мы бы не ожидали, что и вторая половина исполнится?! И тем более это относится к нам, поскольку мы верим полной верой в то, что все сказанное пророками сбудется полностью, что ничто обещанное Богом не будет упущено.
Сам Нахманид видел лишь исполнение пророчества о разрушении и бедствиях. Нахманид утверждает, что факт их исполнения должен привести нас к тому, чтобы ожидать, что пророчества об Избавлении и Утешении – тоже реализуются. Мы же сегодня удостоились увидеть начало исполнения пророчеств Избавления своими глазами. И разве может быть у нас сомнение, что все пророчества Избавления и Утешения реализуются полностью?!
Что требует от нас День Иерусалима? День, в который были соединены две части города. Он требует от нас другого, более существенного аспекта единения двух частей города Иерусалима. Имеется в виду соединение нижнего Иерусалима с Верхним Иерусалимом. Все наши проблемы, как в области морали, так и в национальном плане происходят из-за разрыва между нижним и Верхним Иерусалимом, или, по крайней мере, из-за удаления нижнего Иерусалима от Верхнего. Выясняется, что без того чтобы черпать из источника Верхнего Иерусалима, нижний Иерусалим слабеет. Без веры и без Торы происходит ухудшения, как в области морали, так и в области национальной.
От нас всех требуется помочь народу Израиля вернуться к себе, к своей сути, к своим корням, так чтобы он был солидарен со своим великим предназначением, чтобы он понял, что его возвращение в Страну и заселение ее – это ключ к истинному миру между народами, к счастью всех людей, к истинному добру для всего человечества.
Реализация этого идеала возможна тогда, когда Иерусалим, который называется “светом всего мира”, будет светить всему миру, когда из Сиона выходит Тора, и Слово Бога из Иерусалима – во все концы земли.