Рав Ури Шерки

Человек с большой буквы удостоится будущего мира

Урок 2. Курс Торы для Бней Ноах, рав Ури Шерки

Story Highlights
  •  Человек который достоин называться ѓа-Адам – это человек с большой буквы, он удостоится будущего мира.

Мы изучаем первую главу книги Берешит. Я полагаю, что текст первой главы книги Берешит всем известен. Я советую вам во время учебы открывать Хумаш (текст Торы, Пятикнижия), чтобы вы знали, о чем мы говорим. Я хочу обратить ваше внимание на что-то очень важное – на комментарии (к Торе) одного из раввинов Испании 12-го века или 11-го века, которого звали Авраам бар Хия[1] из Барселоны. Его также называли Авраам ѓа-Наси. Он написал несколько книг. Одна маленькая книга называется «Размышление души». У этой книги было несколько изданий, она не очень известна, но, по моему мнению, очень важна. Эта книга внесла свой вклад в создание комментариев Рамбана к Торе. Исследователи в университете не знают точно, к чему эту книгу отнести, потому что он говорит как каббалисты, в тот период когда, по их мнению, Каббалы еще не существовало. Поэтому они считают, что он повлиял на возникновение Каббалы. Но мы считаем, что Каббала – это очень древнее учение, и эта книга относится к Каббале или близка к ней.

Первая часть его книги посвящена главе Берешит, и он делает несколько очень важных замечаний. И я хотел вместе с вами изучить две его основные идеи. Во-первых, есть общий вопрос. Мы живем в мире и видим в нем миллиарды созданий. Начиная от солнца и луны — и заканчивая редиской и огурцом (большими и малыми). И когда мы крутимся в таком богатом мире, насколько наполненном разными сущностями, мы спрашиваем себя – о чем это говорит? Есть ли у этого какая-то схема?

Первое, на что нужно обратить внимание, это на порядок, который описан в книге Берешит, на последовательность появления живых существ. Я напоминаю всем, что этот порядок – это не хронологический порядок, как объясняет нам Раши, это ценностный порядок. Мы видим, что рассказ о Творении делится на две части: от первого дня до дня третьего — и от четвертого дня до субботы. Почему я делаю такое разделение? Очень просто. Мы видим, что в первый день был сотворен свет. Во второй день был сотворен небосвод и море. В третий день была сотворена суша и растения. И это так нам представлено. Мы видим, что в первый день появляется относительно отвлеченное, абстрактное творение. Так, например, свет олицетворяет для нас духовные вещи. Во второй день говорится о более материальных вещах – о небосводе. Имеется в виду воздух. Воздух, который между небом и землей. И море. Но пока на этом нельзя поселиться. В третий день появляются более материальные создания – земля, растения.

Здесь мы видим понижающийся порядок согласно духовной иерархии – от более духовного и абстрактного к более материальному. А когда мы подходим к четвертому дню, мы снова возвращаемся к свету. В четвертый день, как говорит Тора, были сотворены светила. Что такое светила? Здесь говорится о свете. В чем различие света первого дня и света четвертого дня? Рабби Авраам бар Хия говорит нам, что свет четвертого дня — это свет в движении, свет, который движется. Как минимум, в глазах наблюдателей. Солнце и луна – они находятся в движении. И они представляют нам свет в движении. Что происходит в день пятый? Появляются птицы и рыбы. Что такое птицы? Это живой воздух, движущийся воздух. Это движение жизни в атмосфере. Что такое рыбы? Это движение жизни в море. Это, по сути, море в движении. Что происходит в день шестой? В шестой день сотворены животные и человек. Что такое сухопутные животные? Животные – это растения в движении. В то время, как растения для того, чтобы питаться, стоят на одном и том же месте, животные находятся в движении, они ищут свое пропитание в разных местах. Что такое человек? Человек – это земля, прах в движении.

Согласно объяснению рабби Авраама бар Хия, мы видим, что творения с четвертого по шестой день не отличаются от творений с первого по третий день. Но в первые три дня говорилось о статичном творении, стоящем на месте. А с четвертого дня и дальше прибавляется движение. Общая тенденция – это появление движения. Здесь я бы хотел обратить внимание на удивительный факт в человеческой культуре. Когда мы посмотрим на карту великих цивилизаций, мы не можем не обратить внимание, что Всевышний разделил Свой мир на восток и запад. Есть большое культурное различие между восточными культурами и западными культурами. Различные восточные культуры были знакомы друг с другом – Китай, Тибет, Индия, Япония, Филиппины. Все эти народы знали о соседних культурах, но почти ничего не знали о том, что происходит на западе. При этом на западе народы Европы – Северная Африка, Ближний Восток – до Афганистана, все эти народы были знакомы друг с другом и представляют собой западную цивилизацию, но они мало что слышали о восточном мире. И тут мы видим руку Провидения, которая разделила человеческую культуру на две части. И в чем разница между этими двумя мирами? Если смотреть поверхностно, то можно сказать, что восточный мир – он статичен. А западный мир динамичен.

Идея о прогрессе, о том, что нужно менять мир, чтобы прийти к лучшему миру – это идея западного мира. А идеал восточных народов – это постоянство и стабильность. Это мы видим в рассказе о Творении. В начале был сотворен мир статичный, а после этого – мир динамичный. Это, по сути, один и тот же мир с двух разных точек зрения. Есть еще одно различие между двумя мирами. В конце третьего дня не происходит ничего. В конце шестого дня, который представляет собой новый вариант третьего дня, начинается Суббота – есть к чему стремиться. И так мы начинаем понимать, как устроен мир Всевышнего.

И возможно, я добавлю маленький вопрос – к какой культуре относится народ Израиля, к восточной – статичной, или западной — динамичной? Наши мудрецы сказали, что особый день народа Израиля – это Суббота. Что такое седьмой день, день субботний? Это день, которого достигают. Если так, то он относится к миру движения, движения вперед. С другой стороны, чем занимаются в шабат? Отдыхают. Но тогда он относится к восточному миру. И тогда можно сказать, что назначение народа Израиля в том, чтобы соединить эти цивилизации. Я хочу обратить ваше внимание на один стих из книги Ишайяѓу: Глава 59:19:

И устрашатся на западе имени Господа, и на восходе солнца – славы Его; когда нагрянет, как река, враг, дыхание Господне прогонит его.

То есть, западная часть мира ищет Всевышнего через Его Имя, Имя – это тенденция (движение). Итак, мы видим, что во всех западных языках дают имя Богу. А что с востока – солнце славы Его. На востоке есть тенденция отдавать славу Всевышнему, но они остерегаются давать Ему Имя. Например, в книге Дао де-Цзин философ Лао-цзы говорит, что «Дао, которому ты можешь дать имя, — это не настоящее Дао».

И где находится Израиль – между Именем и Славой. Мы знаем, что в молитве после произнесения стиха «Шма Исраэль» произносят стих «Барух Шем квод малхуто…» — («Благословенно Имя славы Царства Его…»).

И действительно, если смотреть на эти два стиха, мы поймем, что в иудаизме есть нечто странное. С одной стороны, Всевышнему дается Имя, но это Имя запрещено произносить – как будто Имени у Него нет. Мы видим динамику между точным определением и между отсутствием точного определения. В центре находится знание о Боге, которое характерно только для Израиля. Близость и отдаленность одновременно. Можно назвать это «трепетом» и «любовью». Таким образом, мы видим, как, по сути, устроен мир. Мир построен из трех слоев – свет, небеса и земля, а потом к этому добавляется движение, и это дало возможность появлению в мире жизни, животных и человека. И это первое замечание рава Авраама ѓа-Наси.

Теперь я бы хотел подойти ко второй его идее. Я бы хотел объяснить ее путем рассмотрения того, что происходит в мире. Мы видим, как я сказал, солнце и луну – и редиску и огурец. И мы спрашиваем – что из этого относится к вечности, а что нет? И тут рабби Авраам бар Хия показывает нам очень интересную схему – через одно слово, которое постоянно повторяется в первой главе Берешит. Это слово «йеѓи» — «да будет». Например: «Йеѓи ор – да будет свет». И объясняет рабби Авраам бар Хия, что в каждом месте, где говорится «да будет» имеется в виду нечто постоянное. К примеру, свет. Все дни существования мира в мире есть свет. «Да будет небосвод» — все дни мира в нем будет небосвод. А также – «да будут светила». Во все дни мира да будут светила, солнце и луна. Но мы видим, что есть создания, о которых не говорится «да будет». К примеру, растения. Написано: «Да произрастит земля травяной покров» — не сказано «да будет». То же самое о животных. Не написано – да будет душа живая. А написано – «да воскишат воды и наполнятся живыми существами», «да произрастит земля…». И даже о человеке не написано – «да будет человек». Почему?

Потому что существование всех биологических созданий – растений, животных и человека, ограничено. Все они умирают. Их существование происходит через их потомков. Мы видим, что свет, светила и небосвод существуют постоянно, но все животные и человек не вечны. Все эти справедливо только в отношении этого – исторического – мира.

И по этому поводу есть новая, гениальная мысль рабби Авраама бар Хия. Он обращает внимание, на то, что в этой главе есть еще одно слово да будет: «ва-йеѓи» — «и стало» (слово «йеѓи» здесь появляется вместе с предлогом «вав»). Каждое место, где говорится «и стало» — это другое, вечное существование, то, что мы называем «олам ѓа-ба» — грядущий мир. Где же написано «ва-йеѓи»? К примеру, «да будет свет – и стал свет». И так мы видим, как есть свет все дни этого мира – так будет свет (может быть, другого вида) в мире грядущем. О небосводе и о светилах написано – «да будет» (йеѓи), но не написано «и стало» (ва-йеѓи). И так мы видим, что в грядущем мире не будет небосвода и не будет светил. И нет растительного и животного мира. Не написано – «и стала трава», «и стали животные». Но написано – «и стал человек душой живой». Мы видим, что уже здесь Писание разъясняет то, о чем писал Рамхаль[2] в книге «Месилат Йешарим» (Стезя праведных), что человек сотворен не для этого мира, но для мира грядущего. Получается, что в будущем мире не будет небосвода, не будет светил, не будет растительного и животного мира, но есть свет и есть человек. И отсюда мы видим порядок, схему творений. И это нам очень помогает понять, что с точки зрения Торы, вечно, а что преходяще. То, что преходяще – то, у чего нет существования (вечного) в этом мире. Кроме человека. Но и про человека не сказано – «и стал адам живой душой» (2 глава, 7 стих), а сказано – «и стал ѓа-адам» (с определенным артиклем). Не каждый человек удостаивается этого – но определенный человек. То есть, человек который достоин называться ѓа-Адам – это человек с большой буквы, он удостоится будущего мира. Если так, то я думаю, что мы сделали здесь очень интересный поворот и увидели, как Тора классифицирует короткими, но глубокими словами все создания. И это то, что мы рассмотрели сегодня в книге Берешит.

[1] Авраам бар Хия (1065, Барселона — 1136, Прованс), — еврейский математик, астроном и философ из Барселоны. Первый автор научных и философских книг на иврите; разработчик научной терминологии на иврите. Первым в Европе дал полное решение квадратного уравнения.

[2] Раби Моше Хаим Луцато (1707—1746) — раввин, философ и каббалист, автор десятков книг по каббале и по еврейской этике.

видеозапись урока — https://youtu.be/cBjzHgfqjc4?t=68

Перевод с иврита – Андрей Уваркин. Научная редактура – Нехама Симанович. 

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »