Недельная главаСтатьи-Основные понятия

Четыре ветви власти

недельный раздел «Шофтим» («Судьи»)

Принцип разделения ветвей власти, сегодня очевидный в цивилизованных странах, впервые в мировой истории провозглашен Торой. В Государстве Израиля должны быть четыре независимых системы власти:
  1. Судьи, мудрецы Торы, совмещают законодательную и судебную власть, включая принуждение к исполнению судебных решений. Они также решают вопросы о практическом применении заповедей, т.е. ответственны за выработку постановлений галахи.
  2. Царь отвечает за безопасность государства, в том числе и обороноспособность, и за центральную администрацию, поддерживающую порядок в обществе.
  3. Коэны и левиты (под руководством Главного Коэна) обеспечивают служение в Храме и отвечают за обучение народа Торе.
  4. Пророки передают слова Всевышнего властям и народу, осуществляют критику остальных ветвей власти. Мнение пророка может привести (и реально приводило) к отмене властных решений.

Все ветви власти возникают и действуют независимо одна от другой.

Так например, члены высшей судебной палаты – Сангедрина – кооптируются по сложным правилам, обеспечивающим для судей высокий уровень образования и опыт, Главный коэн избирается всеми коэнами и т.д. Царь не может вмешаться в Храмовую службу или в работу Сангедрина. Откровения пророков, не имея прямой административной силы, оказывают существенное влияние на жизнь государства.

В период странствий народа в пустыне все четыре института власти были сосредоточены в Моше. Пустыня было «подготовительным классом», в котором народ был всем обеспечен, но сам ничего не решал. Как только народ вышел из пустыни и началась его самостоятельная жизнь, четыре института власти отделились один от другого. Главным коэном стал Эльазар, функции царя перешли к Йеошуа бин Нуну, сангедрин возглавил Отниэль бен Кеназ, а общенациональным пророком стал Пинхас.

Первым (а значит – важнейшим!) институтом власти является не царь, а судебная система. Царя может и не быть (и около 300 лет мы жили в Эрец Исраэль без царской власти), а без здоровой судебной системы общество рушится.

«Судей и распорядителей дай себе во всех воротах твоих, которые Ашем, Эло’им твой даёт тебе по коленам твоим, и будут судить народ судом справедливости» (Дварим 16, 18). Ворота – проход в стене, окружающей город. Почему именно там располагается суд?  Простое объяснение состоит в том, что суд должен быть общедоступен. Тора несколько раз подчеркивает: «закон один для жителя и для пришельца». Ворота – единственное место в городе, которое прекрасно известно не только жителю, но и любому пришельцу и он не будет плутать в поисках правосудия. Но есть и более красивое объяснение, базирующееся на ивритском написании слов.

Город на иврите – «ир», три буквы: айн-йуд-рейш. Ворота – «шеар»: шин-айн-рейш. Разница между этими двумя словами в две буквы: шин-йуд, вместе – слово «шай», в переводе – «дар».

А теперь посмотрим на гематрии (численные значения) этих слов.  Сокращенная гематрия (с отброшенным нулем) слова «ворота» – 12, слова «дар» – 4, слова «город» – 10. А в сумме получается 26 – гематрия непроизносимого Имени Всевышнего («йуд-ѓэй-вав-ѓэй»). Вывод: Заповедь суда, дислоцированного в воротах – дар Всевышнего городу.

Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »