Этот раздел мне кажется самым страшным разделом Торы. Всякое было, и брат брата убивал, и брат брата продавал, и целый город стирали с земли огненным дождем (нет, не Дрезден и не Хиросиму – Сдом), уж о Потопе и не говорим – не просто жить в мире по законам Творца! Но все это было либо задолго до нас, либо не с нами. Но вот «мы родились на свет…»(с). Книга Шмот, раздел Бешалах – родился еврейский народ. И снова, спокойная жизнь и даже просто жизнь достается не всем. Из Египта вышло около шестисот тысяч военнообязанных мужчин. Тысячи погибли в войне с Амалеком в Рэфидим (Шмот 17,8), пришлось убить около трех тысяч инициаторов истории с золотым теленком (Шмот 32,28). Но такого, как в этом разделе не было.
Мы пришли в пустыню Паран, на южную границу Эрец Кнаан: «И говорил Ашем Моше, сказав: «Пошли себе Мужей – и разведают Страну Кнаан, которую Я даю сынам Исраэля: Мужа одного – Мужа одного для колена отцов их пошлите, всякого Наси среди них» (Бамидбар 13, 1-2). В нескольких комментариях мы уже обсуждали причины организации этой разведки. Так в книге Дварим (1,22) Моше говорит о том, что народ потребовал от него организовать разведку. Предположим иное, основываясь на простом смысле текста. В любом подарке, помимо объекта дарения есть дарящий и одаряемый. С объектом и дарящим всё понятно: «Страну Кнаан, которую Я даю». Но есть у Всевышнего вопрос: а кому он её дает? Кто эти? Действительно «сыны Исраэля», молодой, но гордый и целеустремлённый народ, или потомки Яакова – пастушеское племя, одно из многих в тех краях, хотя и многочисленное, а может просто «эрев рав»-«толпа рабов, сброд» сбежавший подальше от кнута надсмотрщика? Вопрос Всевышнего – законен.
Действительно, как Он не старался с помощью Моше и Аарона пробудить национальное самосознание, евреи и в Египте роптали на действия Моше, и вышла за столбом огненным всего пятая их часть. Выйдя, устроили плач на берегу Тростникового моря и были готовы вернуться в Египет. После чудесного спасения были постоянно чем-то недовольны, то нет еды, то нет воды, то не хватает мяса. Выслушав Синайское Откровение немедленно нарушили его, сделав золотого телёнка. Разведка должна дать информацию не о Стране Кнаан, а о еврейском народе, именно поэтому разведгруппа состоит из глав колен: «Мужа (важного человека) одного – Мужа одного для колена отцов их пошлите, всякого Наси (князя) среди них».
Результаты – неутешительны. Из двенадцати разведчиков только двое: Йеошуа Бин Нун и Калев Бен Йефунэ говорят о готовности войти в нашу Землю: «сможем ей!» (Бамидбар 13,30). Остальные десять: «распространили дурную молву о Стране» (Бамидбар 13,32). Увы, мы были не готовы принять подарок Всевышнего. А раз так, то и не место нам в Земле Кнаан: «Если вы придёте (не придёте!) в Страну, о которой поднял Я руку свою поселить вас в ней, а только Калев Бен Йефунэ и Йеошуа Бин Нун! А дети ваши, о которых сказали вы: добычею станут – и приведу их, и узнают Страну, которую презрели вы» (Бамидбар 14, 30-31). «Узнают» – «познают», т.е. «женятся» на Эрец Исраэль. Дети сделают то, что отказались сделать вы, поэтому: «трупы ваши – вы (вы уже – трупы, мёртвое поколение), падут в пустыне этой! А сыновья ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и понесут разврат ваш до того, как кончатся трупы ваши в пустыне» (32-33).
Отказ от овладения Землёй Израиля назван развратом, т.к. Страна Израиля является женой Народа Израиля, а разведчики тайком зашли в неё и тайком вышли, отказавшись вступить с ней в открытые, морально обусловленные отношения мужа и жены. Отметим, что родина-мать еврейского народа – Египет, выход из которого Моше сравнивает с родами (Дварим 4,34).
Разведчики (кроме двух) гибнут сразу: «И умерли Мужи, разносящие молву Страны худую в поражении перед Ашем. А Йеошуа Бин Нун и Калев Бен Йефунэ жили из Мужей тех, ходивших разведывать Страну» (Бамидбар 14,37-38). При следующем пересчёте мы познакомимся с новыми главами колен. А попытка народа изменить решение и войти в Землю Кнаан заканчивается трагически: «И спустился Амалеки и Кнаани, живущий на горе той, и били их, и громили их до уничтожения» (14,45).
Но может быть один из самых важных уроков этой истории – урок бессмертия нашего народа. Да, вина велика, да, все виновные умрут в пустыне, но жизнь продолжится и еврейский народ – вечен. Поколение, выросшее в рабстве, уйдет. Вырастет новое поколение, покинувшее Египет детьми, не знавшими и не помнившими рабства, зато помнившими Синай. И родится следующее поколение, которое будет воспитано с детства свободными родителями, поколение, для которого принципы Торы станут естественной основой жизни. Которое не при каких условиях уже не сможет сказать: «А в Египте мы сидели у горшков с мясом, а в Египте были и дыни и лук, и рыбу мы получали даром…».
И это поколение унаследует Эрец Исраэль.
Как всякое событие, описанное в Торе, история с разведчиками это не только история, но то, что случается со всеми нами и лично с каждым постоянно, на протяжении веков. Несколько примеров.
XVI век. Фирман Сулеймана Великолепного, приглашающий евреев вернуться в Палестину. Призыв не поддержан. Результат – хмельнитчина.
1799 г. Генерал Бонапарт из Яффо посылает письмо «Евреям мира», предлагая возвращаться в Палестину и строить своё государство под протекторатом Франции. Надо ли говорить, что большинство раввинов – против? Результат – ассимиляция.
1904 г. Кишинёвский (и не только!) погром. Дорога в Палестину не требует виз и разрешений. Пароходная линия Одесса-Хайфа работает по расписанию. Ну и… ?
1936 г. Собираются сионистские съезды и работает Всемирная Сионистская Организация. Опубликована декларация Бальфура. Живет и развивается новый ишув в Эрэц Исраэль. Англичане еще не препятствуют въезду евреев в Палестину. Зээв Жаботинский обращается к польскому еврейству с призывом делать алию. Многие представители религиозного истблишмента – против. Результат – Холокост.
2004 г. Задуман «итнаткут» – передача цветущих еврейских районов в Газе (Грар, где родился Ицхак-авийну) в руки террористов Хамаса. Для поддержки этого решения в Кнессете необходимо согласие части религиозных лидеров Израиля. Оно получено, Земля Израиля отдана бандитам. Результат…
2009 г. В интервью одного из глав еврейских общин России европейскому журналу сказано, что он не рекомендует евреям, которые обращаются к нему за советом, репатриироваться в Израиль. По его словам, это мнение связано с большими трудностями, которые испытывает в Израиле еврей, желающий соблюдать традиции. «Совсем недавно ко мне обратился человек, сомневающийся репатриироваться или нет, и я ему сказал, что важнее сохранить себя как еврея, чем физическое место жительства, и посоветовал ему решать вопрос исходя именно из этого, и он остался в России». Результат…
Мне кажется, что когда (и никаких «если»!) в скором времени, в наши дни будет построен Храм на горе Мориа в Йерусалиме, то к первому дню работы Главного Коэна нам следует приготовить «быка сына быка одного для ола (всесожжения)… и минху его (мучное приношение) и возлияние (вино) его по суду (по правилам возлияний), и козёл коз один для хатата (жертвы за ошибку)» и этим искупить все ошибки общины Израиля, сделанные против Эрэц Исраэль.
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь