Зачем становиться Бней Ноах?
1. Человеческий мир и стремление к трансцендентности
Со сменой поколений человечество продвигается, приобретает мудрость и становится лучше. Такое продвижение, особенно в последних поколениях происходит по большей части в естественнонаучной и технологической областях, т.е. в рамках этого мира.
С другой стороны в человеке заложена потребность к поиску трансцендентного, того что находится за пределами этого мира, к бесконечности, – для того, чтобы осознать смысл своей жизни.
В каждом народе есть исключительные люди, который иногда способы преодолеть границы естественного и услышать Слово Бога. Но большая часть человечества нуждается для этого слушания в еврейском народе, – поскольку еврейское пророчество носит универсальный, общечеловеческий характер. Это проявилось в том, совершенно необъяснимом естественными причинами, факте, что вся Западная цивилизация – а это наиболее продвинутая, как технически так и морально, часть человечества – построила свои духовные основы именно на еврейских текстах и еврейской религиозной традиции.
Еврейская традиция учит, что для того, чтобы человек мог правильно обратиться к Трансцендентности – он предварительно должен воспринять обращение со стороны Трансцендентного к человеку. Для приближения к Богу необходимо предварительное принятие Слова Бога, – и это возможно только через народ Израиля.
2. Пророчество дает возможность продвижения и надежды
Разберем этот вопрос подробнее. Можно рассматривать всю жизнь человека, как цепочку ответов и вопросов. Человек приходит к определенному пониманию, после этого он задает вопрос, и этот вопрос освобождает место в его сознании для нового понимания. Когда приходит новое понимание, человек лучше ощущает цельность мира. И так идет этот процесс: всякое новое понимание рождает возможность дальнейших вопросов, а вопрос – служит продвижению человека.
К чему приводит в конце концов этот процесс – к вопросу или к ответу? Просьба Моисея к Богу “Покажи мне славу Твою”(Исход 33:18) – возникает, когда (по словам Маймонина) “Не осталось завес, которые бы Моисей не открыл бы”. И из этого можно выучить, что в конце процесса – человек остается с безответным вопросом.
Это могло бы привести к отчаянию, но на самом деле все наоборот: есть нечто удивительное в том, что человек не в состоянии постичь конечную цель, и поэтому он остается открытым ко всему, что вне него. И в этом отличие между философским миром Б.Спинозы и миром пророчества. В мире Спинозы существует конечное и полное объяснение всем явлениям. И это – закрытый мир, в котором нет возможности истинного продвижения. В отличие от него, мир пророчества открыт, – поскольку и тогда, когда человек получил максимально полный ответ, все равно остаются неотвеченные вопросы. В таком мире есть настоящий смысл, и есть надежда.
Процесс подъема происходит через вопросы человека, и он выводит его даже за границы естественной жизни. Так пишет Маймонид в своем предисловии к Мишне: “Смерть Моше была смертью для нас, так как нам недостает его, но для него самого, в смысле того, куда он продвинулся – это было жизнью. И так говорили мудрецы: ‘Моше не умер, а поднялся и служит на небесах'”. Процесс подъема продолжается и за границами нашего мира.
3. Сотрудничество между Богом и человеком
В мифах народов мира сохраняется коллективное воспоминание человечества об эпохе, когда “боги ходили по земле”, – а именно, о том времени, когда присутствие Бога было близким и прямым. Еврейская традиция называет это “hашраат Шхина” (Божественным присутствием). Однако в исторической реальности знание Бога забывалось в сердце людей, и единственный народ, который сохранил в себе живую и полную близость с Богом – это еврейский народ. Так, например, писал французский философ Блез Паскаль (1623-1662): “Если когда-то Бог и открывался людям, то следует обратиться к евреям, чтобы получить эту традицию”.
Заповеди, основа которых в Откровении, – приводят человека к более высокой ступени совершенства, чем тот уровень, который проистекает только из его личности. Они делают человека соучастником Творения. И таким образом человек продвигает мир к цели находящейся за его пределами.
Бней Ноах- для меня глоток свежей воды в хамсин. Четко и ясно излагаются истины без вуали и зовут к осмысливанию воспринятого формально. Это нужно многим еще не потерявшим себя в омуте жизни с ее формальными постулатами. Юрий Малкин.