Рав Ишаяhу Гарди
Когда Израиль находился еще в Египте, в рабстве изгнания, в мире нечистоты, евреи уже тогда поверили в весть Избавления: “И услышали, что вспомнил Господь о сынах Израиля и увидел страдание их, и преклонились они, и поклонились” (Исход 4:31). И все же, верующие и дети верующих, которые пришли к этой ступени веры, упали духом, так как не смогли выдержать тяжелой работы и тогда “они не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы” (Шмот 6:9). И не только они, и сам Моисей упал духом: “Ибо с того времени, как я пришел к Фараону говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; а избавить не избавил Ты народа Твоего” (5:23). И эти сомнения во Всевышнем усилились в тот час, когда Израиль стоял перед морем: “Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?” (14:11). И также говорит о Моисее мидраш Мехилта: “Сказал Всевышний: Вчера ты мне сказал ““с того времени, как я пришел к Фараону“, а сегодня усиленно молишься Мне?”
И не смотря на то, что мнения наших мудрецов разделились в вопросе о мидраше, как нужно понимать его, так или иначе, можно сделать лишь один вывод – нет у нас другой Торы, кроме той, которую мы получили от Моисея. И так учили нас мудрецы: “Сказали сыновья Израиля Моисею: Учитель наш Моисей, что мы должны делать? Сказал им: Будьте возвышенны и прославленны и воздайте Песнь и хвалу Тому в чьей власти войны. И в этот час сыновья Израиля воспели Песнь. (Мехилта Шмот, 14).
В заслугу чего удостоились сыновья Израиля воспеть Песнь? В заслугу того, что они верили – удостоились, что был на них Святой Дух, и воспели Песнь. И эта Песнь достигла высочайших вершин, таких, что каждый смог сказать “Он Бог мой, и прославлю Его” (15:2).
И можно заключить, что иерархия в духовности построена так: трепет, вера, Песнь. Как сказано: “И трепетал народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба его. Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь Господу”. (14:31-15:1). Песнь, таким образом, является ясным узнаванием, без затемняющих его представлений и образов, просветление освящающее суть вещей. И чем же была эта Песнь? В учении нашего учителя рава Кука сказано: “Песнь, это наиболее проникновенное постижение самой сути и глубины понятий”. Тот процесс веры в Бога, который начался в Египте с вести об Избавлении, в котором были поднятия и спуски, пришел к своей кульминации в полном приятии идеи веры в Бога. И эта идея не может быть передана прозой, ее можно выразить только поэзией, Песней. Чистая вера – это песнь жизни, песнь сущного, и поэтому Тора называется Песней. Как сказано “И теперь напишите себе эту Песнь” (Второзаконие 31:19).
Это высшее постижение не может остаться постоянным и неизменным, оно проходит. Это похоже на проблеск, который можно увидеть за занавесем, на сверкнувшую молнию, освещающую все и исчезающую. И не только у Израиля исчез свет этой Песни, но и для Моисей, высшего из всех пророков это было высшее откровение, которое потом прошло. Все дни свои хотел и стремился Моисей увидеть тот же образ, до тех пор, пока Бог дал ему знак, что не сможет его увидеть. Всю свою жизнь стремился вернуть эти мгновения высшего постижения в Песне, проявления Света во всей его полноте. В качестве проявления для него лично, не получил этого Моисей, но как часть общины Израиля, тех, кто прошли через море – и он тоже поднялся на ступень Песни, как сказано: “Моисей и сыновья Израиля”. И по этому поводу написал Маймонид (законы основ Торы 1:10):
“Что именно хотел Моисей, учитель наш, постичь, когда сказал: «Покажи мне, прошу, Славу Свою»? (Шмот 33-18) Он хотел устойчивого знания истинной сущности Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались в память”. Но это не было в его силах, так как сказано “И не увидит меня человек и останется в живых” (33:20). Для человека невозможно каждый день удостоиться воспевать Песнь и показывать пальцем “Он Бог мой, и прославлю Его”. Только в Тот день В будущем Всевышний сделает хоровод для праведников, и тогда каждый сможет показать пальцем и сказать: “Вот, это Бог наш, на которого мы надеялись” (Исая 25:9).
И про это сказали наши мудрецы: “Учили, что раби Элиэзер сказал: Каждый, кто говорит Песнь в этом мире, заслуживает сказать ее в Будущем мире, как сказано: И тогда воспоет Моисей. Не сказано воспел, а сказано воспоет – это значит, что идет речь о Будущем Мире”.
Каждый, кто удостоится глубокого понимания: Трепета, веры и Песни, даже, если это преходяще в этом мире, но в Будущем Мире – в абсолютном мире ценностей, удостоится постоянного и неизменного постижения.
И еще одному правилу научил нас рав Кук: Точно также, как есть законы Песни, также есть и Песнь в законе. Законы Торы – все они Песнь, в них есть Песнь – исходящая из них: “И теперь напишите себе эту Песнь”. Сказали вавилонские мудрецы: “Если бы евреи не согрешили, им бы была даны только Пятикнижие Торы и книга Иеhошуа, потому что в ней разъясняется ценность земли Израиля” (Недарим, 22 б). И это согласуется с тем, что сказано в Иерусалимском Талмуде: “Книги Пророков и книги Писаний в Будущем Мире не будут важны” (Ирушалми, Мегила 1:5).
Песнь, как постоянное понятие, как наиболее глубокое восприятие жизни, находится только в вечной Торе. Пророки и Писания – предназначены для увещевания и для нравственного поучения, в них нет вечности, и поэтому в них нет Песни, песни веры. И поэтому и написано про Песнь в будущем времени: “И тогда воспоет Моисей”, как сказали наши мудрецы: “В час, когда Израиль воспел Песнь, облачился Всевышний в мантию славы, на которой были написаны все “тогда” встречающиеся в Торе, и которые Всевышний нам в будущем вернет, как сказано “И тогда наполнятся смехом уста наши” (Псалмы 126:2). Вся мощь этой Песни относится к миру, который весь – Песнь, миру вечных ценностей. А все остальные Песни, встречающиеся в Писании – относятся к прошлому. В том числе и та Песнь, которая в hафтаре нашего недельного раздела. И воспела Двора – сказано в прошедшем времени. Даже она относится к пророкам, пророчество которых не вечное. Но то, что в дополнение к пятикнижию останется еще и книга Иеhошуа из-за ценности Земли Израиля, соответствует тому, что сказано у Исаии (24:16) “От края земли мы слышали пение”, что означает, что и Земля – возносит Песнь. И не только это, но и деревья возносят Песнь: “Оделись пастбища стадами, и долины укутались хлебом: ликуют и поют” (Псалмы 65:14). Как сказал раби Нахман из Браслова: “Цветы показались на земле; время пения настало и голос горлицы слышен в стране нашей” (Песнь Песней 2:12) Цветы произрастают из земли с помощью соответствующей им песни и мелодии.
−−−−−−−−−*−−−−−−−−−