Песах – праздник свободы для всего человечества
Праздник Песах — великий праздник, открывший всему миру, что свобода – действительно возможна.
Тора называет Египет домом рабства не только потому, что мы были там рабами и не только потому, что Египет был полон рабов. Но потому, что все египетское восприятие реальности – было рабским восприятием.
В Египте все были рабами. Его жители были рабами фараону, но и фараон, царь Египта был рабом, рабом системы, системы богов. Боги также в свою очередь были рабами, рабами природного порядка.
Мы должны понять, что под божественным в Древнем Египте понималось, по сути, обожествление сил природы. В рамках древнеегипетского восприятия в мире невозможны никакие изменения. И конечно же немыслимо достижение настоящей свободы.
И вот исход из Египта возвестил всему миру, что свобода – возможна, и возможно освобождение даже от такого народа-поработителя как египтяне.
Согласно еврейской традиции, исход из Египта научил нас четырем видам свободы.
Первый вид – это политическая свобода. Ни одна власть в мире не абсолютна, даже в такой сильной империи, как та империя фараона. Это свобода от царств.
Вторая свобода: это свобода от сил природы, поскольку силы природы останавливают наше духовное и нравственное развитие. При выходе из Египта выяснилось, что великие силы природы, море и все, что связано с ним, – преодолимы. И поэтому есть свобода от природы.
В более внутреннем плане возможен третий тип свободы – свобода от злого начала. Часто мы бываем убеждены, что не в наших силах изменить наши привычки, как хорошие привычки так и плохие. Но если и в самом деле возможно освободиться от природы и от царств, то нет причины, почему бы отдельный человек не мог бы освободиться от сил дурного начала, выступающих против него и препятствующих его развитию. Ни одна вещь не устоит перед волей человека.
И также есть четвертый тип свободы, который раскроется в будущем – свободы от «ангела смерти». Правильно развивая человеческий дух, нравственность человека, слушая слово Бога – мы можем достигнуть свободы даже от ужасной силы смерти. Так можно понимать идею о воскрешении мертвых, которое произойдет в будущем и которое началось с исхода из Египта.
Исход из Египта закладывает основу умения передавать традицию, рассказывать. В ночь седера мы рассказываем Пасхальную агаду, исполняя заповедь «И расскажи сыну твоему в тот день». Традиция переходит из поколение в поколение и хранит знание о свободе человека, и она же приведет к последнему освобождению, освобождению Израиля, освобождению мира, освобождению всего человечества.
Все это начинается благодаря умению передавать, рассказывать из поколения в поколение.
В Пасхальной агаде мы говорим о четырех способах передачи традиции: передача мудрому сыну, сыну злодею, сыну простаку и такому сыну, который не умеет задавать вопросы.
В каждом случае — своя особенная педагогическая стратегия. Ко всем нужен свой подход.
Кто такой мудрец? Мудрец это человек, который понимает в каком историческом процессе он участвует, и ему остается лишь выяснить, как следует поступать. Такому человеку сообщают законы (галахот). Законы Песаха . Законы, которым и бней Ноах могут следовать из поколения в поколение.
Злодей – это тот, кто отделяет себя от общества, не хочет иметь никакого отношения к тому, что происходит. Тогда объясняют ему: да, верно, в начале истории можно было отделяться от общества, но сейчас — история человечества движется в направлении свободы. Ты не волен снять себя обязанность быть свободным. И вот что говорят ему: «Если бы ты был там, то не был бы освобожден». Но сейчас он свободен. Свободен против своей воли.
Что же с простаком? Простак – это сын, который способен на удивление. Удивление – это положительная вещь, поскольку через удивление можно передать ему позитивное содержание. Например научить его: «Рукою сильною вывел нас Господь из Египта».
А как же быть с тем, который не умеет задавать вопросы? Есть заповедь научить его задавать вопросы, нельзя передавать содержание учения или содержание веры человеку, у которого нет в них потребности. Здесь надо подчеркнуть очень важный момент: способность задавать вопросы намного важнее, чем наше желание сообщить ему содержание, передать ему традицию. Прежде всего научи своего сына задавать вопросы, не бойся вопроса. От вопроса он придет также и к вере.
Большая часть законов, касающихся седера, предназначены именно для евреев, Бней Исраэль, такие, как еда пасхальной жертвы в то время, когда существовал Храм, и праздничной жертвы. В наши дни, когда за наши грехи мы не совершаем эти жертвоприношения, а только заповеди связанные с едой мацы и марором, а также другие обычаи, связанные со знаками седера, и их, конечно же, желательно исполнять и нашим друзьям в мире, Бней Ноах. Это включает в себя чтение Пасхальной агады – великого возвещения слова Бога и той свободы, которую Он передает людям во всем мире.
Все это, включая произнесение hалеля, безусловно, предназначено для всех людей, как сказано в Пасхальной агаде: «должен всякий человек видеть себя, как будто бы это он выходит из Египта».
С праздником!
Праздник Песах — великий праздник, открывший всему миру, что свобода – действительно возможна.
Тора называет Египет домом рабства не только потому, что мы были там рабами и не только потому, что Египет был полон рабов. Но потому, что все египетское восприятие реальности – было рабским восприятием.
В Египте все были рабами. Его жители были рабами фараону, но и фараон, царь Египта был рабом, рабом системы, системы богов. Боги также в свою очередь были рабами, рабами природного порядка.
Мы должны понять, что под божественным в Древнем Египте понималось, по сути, обожествление сил природы. В рамках древнеегипетского восприятия в мире невозможны никакие изменения. И конечно же немыслимо достижение настоящей свободы.
И вот исход из Египта возвестил всему миру, что свобода – возможна, и возможно освобождение даже от такого народа-поработителя как египтяне.
Согласно еврейской традиции, исход из Египта научил нас четырем видам свободы.
Первый вид – это политическая свобода. Ни одна власть в мире не абсолютна, даже в такой сильной империи, как та империя фараона. Это свобода от царств.
Вторая свобода: это свобода от сил природы, поскольку силы природы останавливают наше духовное и нравственное развитие. При выходе из Египта выяснилось, что великие силы природы, море и все, что связано с ним, – преодолимы. И поэтому есть свобода от природы.
В более внутреннем плане возможен третий тип свободы – свобода от злого начала. Часто мы бываем убеждены, что не в наших силах изменить наши привычки, как хорошие привычки так и плохие. Но если и в самом деле возможно освободиться от природы и от царств, то нет причины, почему бы отдельный человек не мог бы освободиться от сил дурного начала, выступающих против него и препятствующих его развитию. Ни одна вещь не устоит перед волей человека.
И также есть четвертый тип свободы, который раскроется в будущем – свободы от «ангела смерти». Правильно развивая человеческий дух, нравственность человека, слушая слово Бога – мы можем достигнуть свободы даже от ужасной силы смерти. Так можно понимать идею о воскрешении мертвых, которое произойдет в будущем и которое началось с исхода из Египта.
Исход из Египта закладывает основу умения передавать традицию, рассказывать. В ночь седера мы рассказываем Пасхальную агаду, исполняя заповедь «И расскажи сыну твоему в тот день». Традиция переходит из поколение в поколение и хранит знание о свободе человека, и она же приведет к последнему освобождению, освобождению Израиля, освобождению мира, освобождению всего человечества.
Все это начинается благодаря умению передавать, рассказывать из поколения в поколение.
В Пасхальной агаде мы говорим о четырех способах передачи традиции: передача мудрому сыну, сыну злодею, сыну простаку и такому сыну, который не умеет задавать вопросы.
В каждом случае — своя особенная педагогическая стратегия. Ко всем нужен свой подход.
Кто такой мудрец? Мудрец это человек, который понимает в каком историческом процессе он участвует, и ему остается лишь выяснить, как следует поступать. Такому человеку сообщают законы (галахот). Законы Песаха . Законы, которым и бней Ноах могут следовать из поколения в поколение.
Злодей – это тот, кто отделяет себя от общества, не хочет иметь никакого отношения к тому, что происходит. Тогда объясняют ему: да, верно, в начале истории можно было отделяться от общества, но сейчас — история человечества движется в направлении свободы. Ты не волен снять себя обязанность быть свободным. И вот что говорят ему: «Если бы ты был там, то не был бы освобожден». Но сейчас он свободен. Свободен против своей воли.
Что же с простаком? Простак – это сын, который способен на удивление. Удивление – это положительная вещь, поскольку через удивление можно передать ему позитивное содержание. Например научить его: «Рукою сильною вывел нас Господь из Египта».
А как же быть с тем, который не умеет задавать вопросы? Есть заповедь научить его задавать вопросы, нельзя передавать содержание учения или содержание веры человеку, у которого нет в них потребности. Здесь надо подчеркнуть очень важный момент: способность задавать вопросы намного важнее, чем наше желание сообщить ему содержание, передать ему традицию. Прежде всего научи своего сына задавать вопросы, не бойся вопроса. От вопроса он придет также и к вере.
Большая часть законов, касающихся седера, предназначены именно для евреев, Бней Исраэль, такие, как еда пасхальной жертвы в то время, когда существовал Храм, и праздничной жертвы. В наши дни, когда за наши грехи мы не совершаем эти жертвоприношения, а только заповеди связанные с едой мацы и марором, а также другие обычаи, связанные со знаками седера, и их, конечно же, желательно исполнять и нашим друзьям в мире, Бней Ноах. Это включает в себя чтение Пасхальной агады – великого возвещения слова Бога и той свободы, которую Он передает людям во всем мире. Все это, включая произнесение hалеля, безусловно, предназначено для всех людей, как сказано в Пасхальной агаде: «должен всякий человек видеть себя, как будто бы это он выходит из Египта».
С праздником!