Мы уже неоднократно обращались к афтаре – отрывку из Пророков, который читается после недельного раздела, чтобы попытаться выделить самое важное в разделе. В нынешней афтаре описывается история, как царь Давид перемещает Ковчег в Йерусалим: «И погрузили Ковчег Эло’им на телегу новую, и понесли его из дома Авинадава, который в Гиве, а Уза и Ахйо, сыновья Авинадава, ведут телегу новую» (Шмуэль-II 6,3). Бросается в глаза, как в одном пасуке дважды повторено: «телегу новую»! На первый взгляд, здесь выражено уважение к Ковчегу («новую»), но спросим себя, а как раньше перемещался Ковчег? Предусмотрено в конструкции: «И вложишь шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них. В кольцах ковчега будут шесты, не устранятся от него» (Шмот 14,15). В пустыне ковчег несли левиты, через Иордан переносили коэны, а тут – явное отклонение от слова Ашем: не на плечах, а на телеге, пусть и новой.
«И пришли до Горэна Нахон, и протянул (руку) Уза к Ковчегу Эло’им и взялся за него, потому что тряхнули быки. И возгорелся гнев Ашем на Узу, и поразил его там Эло’им за то, что протянул, и умер там, с Ковчегом Эло’им» (Шмуэль-II 6,6-7). Из самых лучших побуждений выделил Авинадав новую повозку. Уза хотел поправить ковчег чтобы он не упал. И… смерть. Смерть рядом с Ковчегом.
В нашем разделе, после впечатляющего начала службы в Мишкане: «И вышел огонь от Ашем, и пожрал на жертвеннике ола и жиры, и увидел весь народ и возликовали, и упали на лица свои» (Вайикра 9,24), сыны Аарона(!), уполномоченные коэны(!) хотят «продолжения». «И взяли сыны Аарона – Надав и Авиу – муж совок свой, и дали в них огонь, и положили на него воскурение, и приблизили перед Ашем огонь чужой, который не приказывал им. И вышел огонь от Ашем, и пожрал их, и умерли перед Ашем» (Вайикра 10,1-2).
Что плохого? Народ ликует, Всевышний с нами, давайте добавим радости! И… смерть. Почему, за что? А потому что это воскурение Он «не приказывал им». А следовательно, это – «огонь чужой» (на иврите – «эш зара», подобно «чужой работе»-«авода зара» – идолопоклонству).
Когда человек «сидит у своего виноградника» и делает то, «что хорошо в глазах его», проблем, как правило, не возникает. Но там, где речь идет о служении Творцу на национальном уровне… На что это похоже? Мастер волен в своем творчестве. «Хочет ведёт нить прямо, хочет – зигзагом». А отклонение операторов Чернобыльской АЭС от точной инструкции привело известно к чему.
И если коэн в своей службе добавляет что-то от себя, значит он служит не Творцу, а своему эго с понятным результатом. И Тора предостерегает коэнов от опьянения (не только вином, но и своим эгоизмом), «чтобы (они не потеряли способность) различать между выделенным и между невыделенным, (а не только) между нечистым и между чистым» (Вайикра 10,10). Хотя «невыделенное» и не тождественно запрещённому, «нечистому».
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.