Седьмой год – год шмита
Недельные разделы «Бехар», «Бехукотай» («На горе (Синай)», «По установлениям...»)
«И говорил Ашем Моше на горе Синай, сказав: Говори сынам Исраэля, и скажешь им: когда придёте в Страну, которую Я даю вам – и будет отдыхать земля шабат для Ашем» (Вайикра 25, 1-2). Название раздела «На горе…» на первый взгляд не связано с его тематикой – законами седьмого и пятидесятого года и связанными с ними законами освобождения земель, имущества и людей. Поэтому мудрецы задаются вопросом: «Что связывает седьмой год (субботний год, год «шмита») с Синайским откровением?» Ответ типа «все законы – с Синая» – неудовлетворителен, поскольку не объясняет, почему именно шмита выбрана Торой в партнеры Синаю. Ответ мудрецов: «Как для шмиты были сказаны все её правила и подробности на Синае, так и для всех заповедей были сказаны все их правила и подробности на Синае», оставляет нас с вопросом: отчего это сказано именно здесь и отчего именно шмита выбрана для иллюстрации абсолютности Синайского откровения?
Рав Гирш строит объяснение на соседстве с историей о проклинавшем Всевышнего в конце раздела предыдущего. Ведь в случае с «проклинавшим» лишь общий закон был известен с Синая, подробности известны не были, поэтому «И поместили его под стражу – выяснить для них по слову Ашем» (Вайикра 24, 12). Отсюда и вопрос: если подобный, всеобъемлющий запрет «Не проклинай!» не был подробно разъяснен на Синае, то быть может (тем более!) другие мицвот? А потому именно здесь подчеркивает Тора, что все заповеди-мицвот, даже те, которые подобно шмите были неактуальны для исполнения у Синая, были даны именно там со всеми подробностями, кроме (исключение из правила – характеристическое свойство еврейских законов!) мицвы «Всесильного не проклинай», которая прозвучала на Синае без объяснений. Причина тому, объясняет рав Гирш – нежелание Торы даже теоретически предполагать, что еврей способен на такое…
Но вернемся к классическому вопросу: «Что добавляет ссылка на Синай в законы шмиты?»
Законы шмиты (буквально шмита – пропуск, упущение) касаются всех плоскостей человеческого бытия: отношения с Творцом: «и будет отдыхать земля шабат для Ашем»; отношения к самому себе: «Шесть лет засевай поле своё и шесть лет обрезай виноградник свой, и собирай урожай его» (Вайикра 25, 3); отношения к своему ближнему: «И будет шабат земли для вас, чтобы есть: тебе и рабу твоему, и рабыне твоей, и наёмнику твоему, и геру (пришельцу) твоему, живущим с тобой. И для скота твоего, и для животного, которое в стране твоей будет весь урожай её, чтобы есть» (Вайикра 25, 6-7). До такого тройного предназначения и до такого уровня отношения к ближнему, так что все живое от человека и до скотины и зверя уравниваются в своих правах на пищу, не доходит ни одна другая заповедь. Поэтому все правила и частности всей Торы на уровне намека появляются в законах шмиты.
Еще два важнейших вывода можно сделать из заявленного соседства Синайского Откровения и законов седьмого года. Первый – напоминание о том, что идеалы Торы не должны остаться в области абстракции, их следует воплотить в жизнь в Стране Израиля. Второй – наша Страна больше, чем экономико-географическое или геополитическое образование. В ней еврей должен праздновать седьмой год. И подобно шабату (седьмому дню), в который еврей, как говорят наши мудрецы, получает «дополнительную душу», так и у нашей Страны есть своя дополнительная духовность, не свойственная всем остальным землям на планете и проявляющаяся через седьмой год. Идеи седьмого и пятидесятого («йовэль» – «юбилей») года, по сути – социальные реформы высочайшего уровня, и их реализация возможна только через «встречу» Синая и шмиты.
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь