Не как страна Египетская она
недельный раздел «Экев» («За то...»)
На Востоке, как правило, хватает и земли и солнца. Определяющий фактор плодородия – вода. Об этом и говорит Тора: «Ашем, Эло’им твой приводит тебя в Страну хорошую, в Страну потоков вод, горных и подземных источников вытекающих в долине и на горе» (Дварим, 8, 7). Не случайно все перечисленные источники воды не являются открытыми и явными, как ручьи, реки, озера. И проявляются они не только в долине, как ручей или река, но и на горе. И далее Тора отмечает еще одну важнейшую особенность: Страна «текущая молоком и медом», «в которую ты приходишь, чтобы наследовать её – не как страна Египет она, из которой вышли вы, где посеешь семя твоё и польёшь его ногой твоей, как сад зелени. А Страна, в которую вы переходите, чтобы наследовать её – Страна гор и долин – от дождя небес будешь пить воду» (Дварим 11, 9-11).
Очевидное: Египет – низ («польёшь ногой своей»), а Израиль – верх («от дождя небес»). Необходимо пояснить, что в Египте дождей практически не бывает, Нил вытекает из озера Виктория в центральной Африке, разливы Нила происходят регулярно, по календарю и рабы поднимали воду, насыщенную плодородным илом на более высокий уровень, куда разлив не доходил. Причем подъем этот осуществлялся именно ногами. В Израиле насыщенность аквафора (подземного водоносного слоя, питающего родники и обеспечивающего плодородие земледельческих террас) зависит от зимних дождей и летней росы, «от … небес». И пастух или земледелец Эрец Исраэль поднимает глаза к небу, просит Всевышнего о дожде и росе.
Живя в Стране Египетской, человек привыкает опираться на естественные аспекты бытия, преклоняться перед физической силой, дающей ему власть над ними, – ибо в Египте для орошения посевов он должен был, «работая ногами», выкопать канал от Нила, по которому во время разлива вода поступала на его поле, а урожай находился в прямой зависимости от сделанной им работы.
Страна же Израиля «пьет воду от дождя небесного». Человек может (и обязан!) копать, сеять, работать в поте лица, но после этого он все равно должен обращать свой взор к небу и ждать: будет дождь или нет. В Стране Израиля физическая работа сама по себе не может служить залогом успеха, и человек должен научиться жить в надежде на поддержку Свыше его дел, – а эта поддержка дается тогда, когда человек живет правильно и достойно. Таким образом, опора на помощь Всевышнего является тем стержнем, который помогает человеку (и народу) вести достойную жизнь.
В Египте тот, у кого было больше силы, больше рабов, больше машин, тот мог выкопать канал большей длины, полить большую площадь и получить больший урожай. В Израиле же сила никогда не была определяющим фактором; здесь можно иметь очень много силы, и, тем не менее, никакого урожая не получить. Земля Египетская воспитывает человека в духе опоры на естественные аспекты бытия, в духе преклонения перед силой, обеспечивающей власть над этими аспектами бытия. В отличие от этого, земля Израиля учит человека, что сила, при всей ее необходимости, еще далеко не все, – настоящая опора должна быть не на силу, а на поддержку Творца. Если человек вообще не станет работать, если он не вскопает и не посеет, то, конечно, урожая не будет. Однако, при наличии любой силы и при всякой сделанной работе человек еще не может быть уверен в успехе.
Земля Израиля учит нас надежде на «воду от дождя небесного» не только в сельском хозяйстве, экономике, политике, войне, но и в любой другой области жизни. Если мы будем пытаться найти решение существующих проблем, опираясь исключительно на естественную силу, то ситуация зачастую лишь ухудшается и проблема представляется неразрешимой. Но, однако, еще один из первых сионистов (нерелигиозный) сказал: «В Земле Израиля тот, кто не верит в чудеса, – тот не реалист».
Наша единственная возможность воздействовать на чудо – быть достойным его.
Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь.