Шавуот

От синайских высот к прозе жизни

Второй день праздника Шавуот

На сегодняшний шабат приходится второй день праздника Шавуот (в диаспоре). В этот день мы читаем отрывок из недельного раздела Рээ книги Дварим. Вчера, в первый (в Израиле – единственный) день праздника, мы читали отрывок из раздела Итро книги Шмот о даровании нам с синайских высот Десяти Заповедей.

Мы все, свыше трех миллионов, застыли в молчании у горы Синай. Вершина её объята пламенем и окутана дымом. Раздаются громоподобные слова Всевышнего, самые главные во всей бывшей и будущей истории человечества. Уровень эмоций – зашкаливает. Никто уже не способен сам слушать Его голос, и мы отправляем Моше быть посредником в общении с Творцом. Занавес.

А сегодня отрывок посвящен делам простым, будничным и конкретным.

Собрал урожай – отдели десятину. Нет-нет, не думайте, это не налог, это всё тебе и твоей семье, твоим гостям: «И ешь перед Ашем Эло’им твоим в месте, который выберет, чтобы поместить Имя Своё там: десятину злака твоего, вина твоего и масла твоего, и первенцев скота крупного твоего и скота мелкого твоего – ради чтобы приучался ты трепетать перед Ашем Эло’им твоим все дни» (Дварим 14,23). Просто запомни, где источник твоего изобилия. А чтобы не тащить тяжести через всю Страну (напомним, от Нила до Эфрата), Тора советует, свой урожай «И дашь в серебро, и завяжешь серебро в руку свою, и пойдёшь к месту, которое изберёт Ашем Эло’им твой. И дашь серебро во всё, чего пожелает душа твоя: в скот крупный и в скот мелкий, и в вино, и в шэхар (невиноградный алкоголь), и во всё, чего попросит тебя душа твоя – и ешь там перед Ашем Эло’им твоим, и радуйся: ты и дом твой» (Дварим 14,24-25). Только надо постоянно помнить, что, возможно, не у всех такое изобилие, поэтому «В конце трёх лет вынь всю десятину урожая твоего в год тот, и положи в воротах твоих. И придёт Леви, потому что нет у него доли и надела с тобой, и гер (пришелец), и сирота, и вдова, которые в воротах твоих, и будут есть и насытятся – ради чтобы благословил тебя Ашем Эло’им твой во всяком деле руки твоей, которое будешь делать!» (Дварим 14,28-29).

Особые социальные правила устанавливаются на каждый седьмой год – год Шмиты: «Это слово Шмиты: отпусти всякий кредитор руку свою, которой ссудит ближнего своего – не будет давить на ближнего своего и брата своего, потому что провозгласил Шмиту для Ашем!» (Дварим 15,2) – прощение долговых обязательств. Ну почему сегодня наши банки не так относятся к ипотеке…

Не забыто и трудовое законодательство. Напомним, что понятие еврея-раба в Торе соответствует сегодняшнему наемному рабочему. Итак: «Если продастся тебе брат твой Иври или Иврия, и будет работать на тебя шесть лет, а в год седьмой пошли его свободным от себя. И когда пошлёшь его свободным от себя, не посылай его пустым. Предоставляя предоставь ему из скота мелкого твоего и из амбара твоего (зерно и сухофрукты), и из давильни твоей (масло и вино) – чем благословил тебя Ашем Эло’им твой – дай ему»(Дварим 15,12-14). Это «выходное пособие» выдается дополнительно к тому, что хозяин шесть лет обеспечивал все текущие потребности самого работника и его семьи (если она была).

Разумеется, Тора говорит и о праздниках: «Три раза в году покажется всё мужское (взрослое население) твоё перед лицом Ашем Эло’им твоего в месте, которое выберет: в праздник Мацот (Песах), и в праздник Шавуот, и в праздник Сукот – и не покажется перед лицом Ашем пустым (без праздничных жертв)!» (Дварим 16,16). Размеры «дара руки его» соответствуют достатку и размерам семьи: «по благословению Ашем». И снова, и снова – помни о социальной справедливости: «И радуйся в праздник свой: ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и Леви, и гер (пришелец), и сирота, и вдова,  которые в воротах твоих» (Дварим 16,11).

Какой же вывод можно сделать, сопоставляя отрывки первого и второго дней Шавуота? Задача, которую поставил перед нами Творец: не просто выйти из Египта, не просто прийти к Синаю и получить Заповеди и Тору. Но, и это главная цель, неизменная до сегодняшнего дня: прийти в Страну Израиля и построить в ней общество, вся жизнь которого основана на Его законах.

Обсуждая отличия христианства от иудаизма, часто ведут этот разговор на «христианском поле» дискутируя на тему: «был ли Йешуа машиахом или нет». Мне кажется, что кардинальное различие лежит в сформулированном им принципе «воздайте богу – богово, а кесарю – кесарево». (Слово «бог» без пропуска и с маленькой буквы означает, что в данном контексте проповеди Йешуа оно не имеет никакого отношения к Ашем Эло’им нашему). Этот принцип разграничивает то, что происходит в соборе, костёле, кирхе или церкви от того, что происходит в практической жизни. Тогда ясно блоковское: «…кладя в тарелку грошик медный, три да ещё семь раз подряд, поцеловать старинный медный и зацелованный оклад, ну а прийдя домой – обмерить на тот же грош кого нибудь…». На следующем шаге в этом направлении появляется надпись «Gott mit uns» на пряжках солдат зондеркоманд…

Иудаизм не остается на Синайской высоте. Он – полностью в повседневности, в практической жизни. И награда за следование Его словам, и наказание за нарушения – они не в каком-то там «загробном мире». Они здесь и сейчас и всегда с нами.

Цитируется по изданию «Тора из Цийона» (Белое издание).
Подробно об этом издании и заказ здесь

Статьи в этом разделе

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »