Глава 9. Судебная система (законы правовых норм)
Глава 9. Судебная система (законы правовых норм)
«Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Божии и наставления Его» (Шмот, 18:16).
«Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставишь их над ними тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. И пусть судят они народ во всякое время» (Шмот, 18:21-22).
«Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте» (Теѓилим, 82:3-4).
- На людей, стоящих во главе общества, возложена[1] обязанность создать судебную систему для отправления правосудия.
- Важность судебной системы утверждается уже в самом начале истории Израиля. Об Авраѓаме[2] сказано: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие». Царь Шломо определил, что суд является одной из центральных функций государства: «Царь правосудием утверждает страну»,[3] Царь Машиах должен обеспечить достижение справедливости во всем мире: «И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».[4]
- Поколение Потопа было осуждено на уничтожение за то, что они пренебрегали правосудием, как сказано[5]: «Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них».
- Законы государства должны быть справедливыми и честными. Сдом и Амора были уничтожены за то, что их суд был неправедным.[6]
- Эта заповедь включает в себя обязанность обучать людей заповедям, которые были заповеданы Бней Ноах.[7]
- На мудрецов Бней Ноах возложена обязанность вводить установления, и принимать праведные законы и ограничения,[8] чтобы мир не испортился[9] и чтобы исправлять сердца людей,[10] а также они должны следить за соблюдением законов.
- Необходимо назначать судей и исполнителей в каждой области.[11]
- Выполнение этой заповеди является обязанностью глав государств, обладающих властью, а не отдельных лиц.[12]
- Судьи обязаны судить за нарушения первых шести заповедей, а также наказывать их нарушителей.[13]
- Судье запрещается брать взятки и проявлять предвзятость в суде.[14]
- Запрещается наказывать до суда.[15]
- Запрещается откладывать исполнение закона, а именно: задерживать судебный процесс, вынесение приговора или его исполнение без уважительной причины.[16]
- В наше время государства не организуют суды, обязанные судить по законам Бней Ноах. Однако в большинстве стран возможно создание независимого арбитражного суда, действующего в рамках закона.[17] В случае судебного иска желательно предложить арбитражное разбирательство в суде Бней Ноах, который будет создан для этой цели и сможет действовать или постоянно, или только в случае необходимости.
- Суд уполномочен наказывать и даже выносить смертный приговор[18] за нарушение одной из семи заповедей Бней Ноах по усмотрению[19] судьи.
- Смертный приговор можно выносить лишь в тех случаях, когда очевидно, что преступление было совершено со злым умыслом.[20]
- Нельзя наказывать того, кто совершил преступление вынужденно.[21]
- Любой, кто считает, что допустимо убивать или вступать в интимные отношения с женой ближнего, считается в этом отношении преступником, а не ошибающимся.[22]
- Разрешается выносить постановление о преступлении Бней Ноах на основе показаний одного свидетеля, и даже если он родственник обвиняемого, и даже одному судье.[23]
- Женщина не должна судить или свидетельствовать относительно уголовных преступлений в суде Бней Ноах.[24] Если стороны согласны на выяснение разногласий в арбитражном суде, женщина может судить или свидетельствовать.[25]
Подобающее поведение
- Судье не следует выслушивать доводы одной стороны в отсутствие другой стороны.[26]
- Судье не следует судить своих родственников или ненавистников.[27]
- Не следует принимать свидетельство злодея.[28]
- Нежелательно, чтобы суд состоял из одного судьи.[29]
- Постановление следует выносить в соответствии с мнением большинства.[30]
- Не следует судить после употребления алкогольных напитков.[31]
- Не следует проявлять предпочтительного отношения к одной из сторон.[32]
- Свидетельские показания следует давать в суде.[33]
- Желательно исследовать показания свидетелей как можно тщательнее.[34]
- Желательно не выносить приговор на основании показаний одного свидетеля.[35]
- Следует судить внимательно и разобраться в сути происшедшего.[36]
[1] Санѓедрин, 56б; Мишне Тора, «Законы царей», 9:14.
[2] Берешит, 18:19.
[3] Мишлей, 29:4.
[4] Йешаяѓу, 2:4.
[5] Берешит, 6:13.
[6] Санѓедрин, 109а-б.
[7] Мишне Тора, «Законы царей», 9:14.
[8] Комментарий Нахманида на Берешит, 34:13.
[9] Мишне Тора, «Законы царей», 10:11.
[10] Мишна Авот, 1:1: «Возведи ограду вокруг Торы».
[11] Мишне Тора, «Законы царей», 9:14.
[12] См. комментарий Нахманида на Берешит, 34:13; Ѓа-амек шеела, 2. И см. уточнение Яд пшута на Мишне Тора, там же.
[13] Мишне Тора, там же.
[14] Йерушалми, приведено у Нахманида, там же. И см. Сде хемед, Клалим, ч. 6, клаль 26:31.
[15] Бемидбар, 35:12; и см. Ѓаамек шеела, 2.
[16] Тосефта Сота, 6:6; Мишна Авот, 5:8; Шабат, 33а; и см. Кирьят ѓа-мелех на «Законы царей», 9:14.
[17] Подобно «Судебной системе в Сирии», см. Санѓедрин, 23а.
[18] Мишне Тора, «Законы царей», 9:14, 10:5.
[19] См. Лев Ибра, стр. 125; рав Аѓарон Соловейчик, «По вопросу Бней Ноах», «Бейт Ицхак», 1986, стр. 335; и см. рав Моше Файнштейн, Игрот Моше, Хошен мишпат, 2:68.
[20] Мишне Тора, там же, 10:1.
[21] Дварим, 22:26; Сефер ѓа-хинух, заповедь 556.
[22] Мишне Тора, там же.
[23] Там же, 9:14.
[24] Там же, респонсы Яд Элияѓу, 38.
[25] В соответствии с Мишной Санѓедрин, гл. 3, 1-2; Бен-Цион Меир Хай Узиэль, Мишпетей Узиэль, Хошен мишпат, 5:2.
[26] Шмот, 23:1, и комментарий Раши там; Сефер ѓа-хинух, заповедь 74.
[27] Ктубот, 105б.
[28] Шмот, 23:2.
[29] Мишна Авот, 4:8; Рош ѓа-шана, 25б.
[30] Шмот, 23:2.
[31] Эрувин, 64б; Сефер ѓа-хинух, заповедь 152.
[32] Дварим, 1:17.
[33] Ваикра, 5:1.
[34] Дварим, 13:15; Мишна Авот, 1:9.
[35] Дварим, 19:15; и см. рав Натан-Маркус Эдлер, Нетина ла-гер, на комментарий Онкелоса на Берешит, 9:6.
[36] Мишна Авот, 1:1; Раши на Берешит, 11:5.