Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Глава 13. Добавление заповедей

Глава 13. Добавление заповедей

«И пусть не говорит чужеземец, присоединившийся к Господу, так: «Господь совсем отделил меня от народа Своего» (Йешаяѓу, 56:3).
«И чужеземцев, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, чтобы быть Ему рабами, всех соблюдающих субботу, не оскверняющих ее и держащихся завета Моего. И их приведу Я на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моем; всесожжения их и жертвы их в благоволение (будут) на жертвеннике Моем, ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов» (Йешаяѓу, 56:6-7).

  1. Бен Ноах, который принял на себя исполнения семи заповедей так, как это предписывает закон, и хочет дополнительно исполнить какую-либо заповедь из тех, что заповеданы Торой, чтобы получить награду,[1] может сделать это в форме, предписанной еврейским законом.[2]
  2. По мнению некоторых авторитетов, в число этих заповедей можно включить также соблюдение субботы и особых дат, и изучение Торы.[3]
  3. Бен Ноаху не следует писать свиток Торы, тфилин или мезузу и накладывать тфилин.[4]
  4. Заповедь о соблюдении субботы[5] – это свидетельство о том, что мир был сотворен. Поэтому правильно почтить этот день и освятить его.[6] Суббота – это также день отдыха и памяти о выходе из Египта, поэтому желательно не работать в этот день.[7] В отличие от того, что требует закон о соблюдении субботы от евреев, для Бней Ноах работой считается труд, требующий приложения больших усилий.[8] А это определяется судьями каждого народа для своих соотечественников.[9]
  5. Праздник Песах, отмечающий Исход еврейского народа из Египта, а в особенности церемония Седера, которую проводят в первую ночь этого праздника, включает множество заповедей, записанных в Пасхальной Агаде.[10] Бен Ноах, участвующий в Седере, не должен есть афикоман.[11]
  6. Особые даты,[12] заповеданные Торой, а также введенные пророками и мудрецами Израиля, а также дни постов,[13] находятся в еврейском календаре.
  7. Заповеди, связанные с особыми датами, – это слушание шофара в Новолетие,[14] пост в Судный день,[15] «четыре вида растений»[16] и сидение в Сукке в Суккот,[17] зажигание ханукальных светильников,[18] пуримская трапеза и чтение свитка Эстер,[19] и так далее.
  8. Если Бен Ноах хочет прибить мезузу[20] на входе в дом, он должен постараться сделать так, чтобы было понятно, что эта мезуза Бен Ноаха, – например, выгравировать на ней цифру 7.
  9. Желательно соблюдать заповедь шаатнез, то есть не надевать одежду, в которой смешаны шерсть и лен.[21]
  10. В соответствии с законами Торы, есть много вещей, которые для еврея являются причиной ритуальной нечистоты, однако они не приняты у Бней Ноах.[22] При этом хорошо окунуться в микву – мужчине после извержения семени,[23] а женщине – после окончания месячных.[24]
  11. И хорошо омывать руки – вставая утром,[25] после отправления естественных надобностей[26] или перед едой.[27]

[1] Йерушалми, Пеа, 1:1, со слов «Почитание отца и матери…»; Авода зара, 2а; мидраш Коѓелет раба (издание вдовы и братьев Ромм), 1:9, со слов «То, что было, – это то, что будет…».

[2] Мишне Тора, «Законы царей», 10:10. Некоторые считают, что тут имеется в виду именно исполнение заповеди по законам еврейской ѓалахи, другие же полагают, что нужно изначально исполнять заповедь с изменением. Здесь нет возможности для детального обсуждения, но основным следует считать первое мнение. См. мнение Ахерим (Других) в Авода зара, 64б; и то, что вывел из этого рав Йосеф-Дов ѓа-Леви Соловейчик, Бейт ѓа-Леви на Шульхан арух, Орах хаим, 204 (и рав Хаим Каневский, Шоне ѓалахот на это же место, и в его же комментарии Эмет ва-цедек к Герим, 3:14). И см. комментарий Маймонида к Мишне Трумот, 3:9, и Меири на  Авода зара, 3а.

[3] Раши на Йевамот, 48б, со слов «Пришелец-поселенец…»; Меири на Авода зара, 3а; Хатам Софер, Хидушей Хулин, 33а, со слов «И смотри у Маймонида…»; Арух ла-нер на Йевамот, 48б, и Критот, 9:1.

[4] См. Радбаз на Мишне Тора, «Законы царей», 10:10.

[5] Шмот, 20:8-11.

[6] Псикта рабати, 23:1; «Путеводитель растерянных», 2:31. И см. Элияѓу Бен-Амозег, Исраэль ве-эношут («Израиль и человечество»), стр. 208-209 (издание «Мосад ѓа-рав Кук»).

[7] Дварим, 5:12-15; комментарий Раши на Шмот, 23:12, со слов «И пришелец…»; «Путеводитель Растерянных», там же; и см. Кли якар на Шмот, 20:8.

[8] Респонсы Биньян Цион, 127, приведено в Эц ѓадар, 1; Арух ла-нер на Йевамот, 48б, со слов «Это пришелец-поселенец…», и Критот, 9а, со слов «Подобно Израилю в праздники…».

[9] См. Эц ѓадар, 1.

[10] Мы опубликовали «Пасхальную Агаду», подходящую для Бней Ноах, в нашем молитвеннике Брит олам.

[11] Так как это память о пасхальной жертве, и принято только у евреев (Шмот, 12:45).

[12] Перечень праздников и особых дат: суббота, новомесячье, Песах, День Катастрофы, День Независимости, Лаг ба-омер, День освобождения Иерусалима, Шавуот, Новолетие, Суккот, Симхат Тора, Ханука, Ту би-Шват и Пурим.

[13] Перечень постов: 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей (пост Гедальи), Судный День, 10 Тевета, 13 Адара (пост Эстер).

[14] Бемидбар, 29:1.

[15] Ваикра, 23:27.

[16] Там же, стих 40; Мишна Сукка, гл. 3-4.

[17] Там же, стихи 42-43.

[18] Мишне Тора, «Законы свитка Эстер и Хануки», 3:1-3.

[19] Эстер, 9:17-28; Мишне Тора, там же, 1:1.

[20] Дварим, 6:6-9; см. Йерушалми, Пеа, 1:1, со слов «А изучение Торы – прежде всего…»; и см. мидраш Берешит раба, гл. 35, в конце; Шеильтот рава Ахая Гаона, 145; а в Сефер эшколь, 2, «Законы мезузы», стр. 72, доказывается, что дело обстоит не так, как сказано в Яфе маре на Йерушалми; и см. в респонсах Шеильтат Яавец, 2:121, в конце; и в респонсах Беер Шева, 36.

[21] Дварим, 22:11.

[22] Назир, 61б.

[23] Ваикра, 15:16; и есть упоминание в Млахим II, 5:10-14.

[24] Ваикра, 15:19; Мишне Тора, «Законы микв», 1:1.

[25] Шульхан арух, Орах хаим, 4:1.

[26] Там же, п. 18.

[27] Мишне Тора, «Законы благословений», 6:1.

Back to top button
Translate »