Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Глава 3. Знание Всевышнего (запрет идолопоклонства)

Глава 3. Знание Всевышнего (запрет идолопоклонства)

«Я – Господь, Бог твой» (Шмот, 20:2).
«Господь – Бог наш, Господь один» (Дварим, 6:4).
«Господь один ведет его, и нет с Ним бога чужого» (Дварим, 32:12).
«Да не будет у тебя других Богов, кроме Меня» (Шмот, 20:3).

  1. Вера в существование Бога и Его единство – это наследие народа Израиля, и в силу этого евреи обязаны возвещать всему миру, что нельзя поклоняться другим богам.[1]
  2. Цель человеческой жизни – это познание Бога.[2] Познание Бога включает в себя трепет перед Ним[3] и любовь к Нему.[4] Любовь к Богу включает в себя также любое действие или поведение, которое приближает эту веру к сердцам людей.[5]
  3. Если у человека нет любви к Богу, но он стремится познать Его, то вместе с познанием проявится и любовь. Поэтому человеку следует умножать мудрость в соответствии со своими способностями.[6]
  4. Человек подчиняется только Творцу мира, и больше никому другому.[7]
  5. Поэтому Тора запрещает человеку любое ритуальное служение, кроме служения Богу. Это и называется запретом идолопоклонства.[8]
  6. Запрещено присоединение какой-либо другой сущности, реальной или сверхъестественной, к служению Творцу. Этот запрет называется «запрет присоединения» (шитуф), он распространяется и на веру христиан, которая предполагает присоединение человека, возведенного в ранг божества, к Творцу.[9]
  7. К запрещенным ритуальным действиям не во Имя Творца относятся: ритуальное преклонение, убой животного, сжигание жертвы или благовоний и тому подобное, а также ритуальное возлияние какого-либо напитка. Кроме того, ритуальное заявление, смысл которого в признании власти над собой некой сущности, например, «ты – мой бог». Все эти действия запрещены и наказуемы, даже если в данном конкретном культе они не практикуются и не считаются поклонением.[10]
  8. Помимо этого, запрещается молитва[11], а также любые действия, которые считаются служением в данном культе. Так, например, если в каком-то культе танцы или ношение определенной одежды и тому подобное входят в ритуал служения, то такие действия также запрещены и за них положено наказание.[12]
  9. Несмотря на то, что, хотя любые другие формы поклонения идолу тоже запрещены (т.е. формы служения, не принятые в конкретном культе, и также формы служения, не входящие в перечисленные в п. 7), они не подлежат наказанию, если они в данном конкретном культе не практикуются и не считаются поклонением. Тем не менее, наказание всегда полагается за принесение жертв, воскурение, преклонение и возлияние, даже если они не приняты в данном культе. (Так, например, если в данном культе не принято служение в форме танца, то танец в честь идола запрещен, но не наказывается)[13].
  10. За любое поклонение, за которое наказывает еврейский суд, наказывает также суд Бней Ноах[14].
  11. Запрет идолопоклонства относится к служению любой силе, духовной или материальной, существующей реально или воображаемой.[15]
  12. Запрет включает в себя также и поклонение человеку любым из перечисленных выше способов, даже если тот, кто поклоняется, считает, что этот человек или эта сила не сотворены, а сами являются творцом.[16]
  13. Сама по себе вера в то, что человеком или народом руководит какая-то духовная или материальная сила низшего, нежели Творец, уровня не запрещена, если этой силе не поклоняются.[17]
  14. Тот, кто полагает, что в мире есть еще и другой бог, кроме Творца, называется «преступающим главное» («отступником»).[18]
  15. Посещение культовых церемоний или пассивное участие в них Бней Ноах не запрещено.[19]
  16. Бен Ноах, которого принуждают к идолопоклонству, в случае, если он может подвергнуться опасности из-за отказа участвовать в этом служении,[20] имеет право участвовать в нем и не обязан жертвовать своей жизнью ради соблюдения запрета идолопоклонства.[21]
  17. Запрещено подстрекать других к идолопоклонству.[22]
  18. Пророчествующий от имени идола и дающий указания людям нарушает запрет идолопоклонства.[23]
  19. Запрещается устанавливать культовую стелу, или сажать культовое дерево, или строить здание для идолопоклонства, даже если строящий или сажающий сам не является приверженцем данного культа.[24]
Подобающее поведение

Многие вещи, так или иначе связанные с идолопоклонством, запрещены народу Израиля, чтобы максимально отдалить от него евреев, однако формально не запрещены Бней Ноах. Тем не менее, подобающим поведением является следовать таким запретам, когда это возможно. И это:

  1. Следует избегать чтения книг, связанных с идолопоклонством;[25] однако это подобает мудрецам Бней Ноах, которые принимают решения и преподают законы, касающиеся этих вопросов.[26]
  2. Нежелательно хвалить идолопоклонство,[27] а тем более украшать его или зажигать в честь него свечи, и тому подобное[28]. Все это относится к идолопоклонству, в котором перечисленное не является принятым способом служения. Но если такое служение принято в данном культе, эти действия однозначно запрещены.[29]
  3. Желательно не стричь волосы и бороду так, как это принято у идолопоклонников,[30] не делать татуировок[31] и других принятых у них повреждений на теле.[32] Также нежелательно выбривать волосы на голове или наносить себе царапины в знак скорби по умершему человеку.[33] Если человек уронил деньги возле изваяния идола, то не следует за ними наклоняться, а нужно присесть, чтобы их поднять.[34]
  4. Желательно избегать есть и пить то, что использовалось для идолопоклонства,[35] а также плоды дерева, которое посадили идолопоклонники для своего культа[36]. Нежелательно получать какую-либо пользу от серебра и золота, которое служило украшением для идолов,[37] и даже от пепла сожженного идола.[38]
  5. Не следует делать себе изваяние для поклонения или делать его для других.[39] Не следует держать у себя в собственности вещи, используемые в идолопоклонстве.[40]
  6. Изготовление скульптур, полностью повторяющих форму человеческого тела, евреям запрещено даже для украшения.[41] Однако для Бней Ноах нет запрета посещать места, где установлено изваяние идола для красоты,[42] и даже можно получать пользу от скульптуры, которая была создана ради искусства.[43]
  7. Народу Израиля было запрещено магическими средствами предсказывать будущее, вызывать изменения в природе с помощью заклинаний, вызывать души мертвых и взаимодействовать с ними (спиритизм), а также запрещено колдовство во всех его формах.[44] Все это и другие подобные им действия Тора называет «мерзостью перед Господом»[45] Также сказано: «Будь непорочен перед Господом Богом твоим»[46]. Бней Ноах также не подобает заниматься подобными вещами, хотя они не запрещены им законом.[47]
  8. Израилю было заповедано не поворачиваться в сторону идолов, запрещено задумываться, а вдруг в нем есть что-то реальное, и даже запрещено смотреть на него. Бней Ноах также нежелательно заниматься подобными вещами.[48]
  9. Не следует клясться именем идола,[49] и не следует принимать клятву другого человека, клянущегося именем идола.[50] Если же есть необходимость поклясться в суде, желательно поклясться именем Господа[51] или же использовать для клятвы общую формулировку, в которой не упоминается, чьим именем человек клянется.[52]

[1]  См. Ваикра раба, Ваикра, 6, в конце со слов «И он – свидетель…».

[2]  Маймонид, Шмона праким («Восемь глав», предисловие к Мишне Авот), 5.

[3] Дварим, 10:20.

[4] Дварим, 6:5; и см. Мишне Тора, «Законы основ Торы», 2:2.

[5] Сифрей к Дварим, Ва-этханан, 32, начало.

[6] Мишне Тора, «Законы раскаяния», 10:6; Мишна Авот, 2:5.

[7] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», гл. 1.

[8] Шмот, 20:4-5; Санѓедрин, 56б; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 2:1; «Законы царей», 9:1-2.

[9] Санѓедрин, 63а; рабби Моше бен Яаков из Куси, Сефер мицвот гадоль («Большая книга заповедей», запрещающие заповеди, 1. Однако, по некоторым мнениям, комментарий Тосафот на Бхорот, 2б, со слов «Если же…», можно считать источником для облегчающего мнения в отношении христианства. См. Шульхан арух, Орах хаим, 156, дополнения Рама.

[10] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:3; «Законы Царей», 9:2.

[11] См. комментарий Меири к Санѓедрин, 61б, со слова «Поклоняющийся…».

[12] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:2; «Законы царей», 9:2.

[13] Там же; и см. комментарий Раавада на Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:4; Респонсы Ташбец, 3:315; комментарий Раши на Авода зара, 50б, со слов «Сломал палку…»; и комментарий Тосафот там же, 51а, со слов «Повинен…»; а также Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:4, относительно формы поклонения.

[14] Мишне Тора, «Законы царей», 9:2.

[15] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 2:1.

[16] См. там же.

[17] См. комментарий рабейну Бахье на Дварим, 31:16.

[18] См. комментарий на Мишне Тора, «Законы основ Торы», 1:6, со слов «И каждый поднимающий…».

[19] Для Бней Ноах неактуальны причины, по которым евреям подобные вещи запрещены. См.  Санѓедрин, 74б; и см. респонсы рава Овадьи Йосефа Ябиа омер, 2; Йоре деа, 11.

[20]  Если есть подозрение на опасность для жизни, оно расценивается как опасность для жизни, и так же расценивается опасность потерять один из важных органов. См. Респонсы Радбаза (рабби Давид бен Шломо Ибн-Зимра), ч. 3, 1:52 (627). Некоторые комментаторы (ахроним) на основании «Законов царей» Маймонида, 10:2, выводят правило, согласно которому принуждение в области денежных отношений также может быть причиной разрешения; см. комментарии к этому месту рава Давида-Ицхака Мана, Беер Мирьям, и рава Гершона Ариэли, Торат ѓа-мелех. Другие с этим не согласны, например, рав Йосеф Бабад, Минхат хинух (комментарий на Сефер ѓа-хинух), заповедь 296.

[21] Йерушалми, Швиит, 4:2; Мишне Тора, «Законы царей», 10:2. См. также Санѓедрин, 74б, и комментарий Рана там. [Но в книге Мильхамот ѓа-Шем Нахманид в комментарии к этому месту, в конце, считает, что Бен Ноах также обязан пожертвовать жизнью, но не согрешить идолопоклонством или прелюбодеянием, если это происходит публично (то есть в присутствии десяти или более евреев)].

[22] Дварим, 13:7-12; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 5:1; «Законы царей», 9:2. См. Сде хемед (Хаим-Хизкияѓу Медини), Пеат ѓа-саде, т. II, ч. 3, 6:26.

[23] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 6-7; «Законы царей», там же.

[24] Мишне Тора, «Законы Царей», 9:2; «Законы идолопоклонства», 6:6-9.

[25] Ваикра, 19:4; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 2:2.

[26] Шабат, 75а.

[27] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 10:4.

[28] Шульхан арух, Йоре деа, 139.

[29] См. выше, п. 9.

[30] Ваикра, 19:27; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 12: 1, 7.

[31] Ваикра, 19:28; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», там же, 11.

[32] Дварим, 14:1; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», там же, 12-13.

[33] Дварим, там же; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», там же, 15.

[34] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:7.

[35] Авода зара, 51б; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 7:2; Сефер ѓа-хинух, заповедь 111. Есть мнение, что все запреты получения выгоды от идолопоклонства касаются Бней Ноах, и таков закон, а не только как желательное поведение (Нахманид, комментарий на Авода зара, 59б, со слов «Не каждый…», и Ран, там же, со слов «Сказал рав Аши»).

[36] Мишне Тора, «Законы царей», 9:2; «Законы идолопоклонства», 8:3.

[37] Дварим, 7:25.

[38] Шульхан арух, Йоре деа, 142:1.

[39] Ваикра, 19:4; Сифра, Кдошим, гл. 1, со слов «Боги изображения…»; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 3:9.

[40] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 7:2.

[41] Шмот, 20:4; Сефер ѓа-хинух, заповедь 39. По мнению Маймонида, «Законы царей», 9:2, Бней Ноах это запрещено по закону; однако см. Респонсы Хатам Софера на Йоре деа, 128, где он разрешил это. Также см. Шмот раба, 15:23, а также Хемдат Исраэль (рав Меир-Дан Пеляцкий), Нер мицва, глава о семи заповедях Бней Ноах, 5, в конце; и в Кирьят ѓа-мелех (рав Хаим Каневский)  о «Законах царей», 9:2.

[42] Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 7:18.

[43] Шульхан арух, Йоре деа, 142; Сифтей коѓен (рав Шабтай бен Меир ѓа-Коѓен) на Шульхан арух, 133.

[44] Дварим, 18:1-11.

[45] Там же, 12.

[46] Там же, 13.

[47] Санѓедрин, 56б: рабби Шимон и рабби Йоси считают, что Бней Ноах запрещено колдовство, однако Маймонид не установил закон по их мнению, см. «Законы царей», 9:1; так же считает Нахманид в Торат ѓа-Шем тмима. Однако см. Сефер мицвот гадоль, «Запрещающие заповеди», 51.

[48] Ваикра, 19:4; Сефер ѓа-хинух, заповедь 213.

[49] Шмот, 23:13. См. Минхат хинух, заповедь 86, о том, что этот запрет не выражен ясным образом для Бней Ноах, поэтому в этой книге он отнесен в раздел подобающего поведения. А Сде хемед, Пеат ѓа-саде, ч. 3, 6:30, считает, что это запрещено также Бней Ноах.

[50] Шмот, там же; Мишне Тора, «Законы идолопоклонства», 5:10. И см. комментарии на  Санѓедрин, 63б, Тосафот, со слов «И запрещено человеку…», и Меири, со слов «Запрещено упоминать».

[51] Дварим, 10:20.

[52] Шульхан арух, Йоре деа, 237:1.

Back to top button
Translate »