Рав Ури ШеркиСтатьи

Союз мира, рав Ури Шерки

Практические законы для Бней Ноах

Глава 10. Законы государства

  1. Государство обязано проводить в жизнь законы и постановления, направленные на исправление мира.[1] Реализация справедливых законов – это часть заповеди установления суда.[2]
  2. Есть обязанность исполнять законы страны, которые не противоречат семи заповедям Бней Ноах.[3]
  3. У государства есть право назначать наказание людям, нарушающим закон.[4]
  4. Дискриминационный закон, делающий различия между гражданами страны, не имеет силы,[5] и нельзя наказывать тех, кто нарушает его.
  5. Государством в данном случае считается любая власть, принятая народом, имеющая монополию на выпуск валюты и армию. Однако если власть не признана всеми и не выпускает законную валюту, ее законы не обязательны к соблюдению, и она подобна шайке бандитов, захватившей власть силой, законам которой общество не обязано подчиняться.[6]
  6. Оборонительная война разрешена.[7] Война за спасение народа, подвергшегося нападению, также разрешена[8]. Военное нападение требует утверждения человека, обладающего максимально высоким моральным авторитетом.[9]
  7. Государства обязаны соблюдать международные договоры, регулирующие способы ведения войны.[10]
  8. Государство имеет право поставить под угрозу жизнь своих граждан в ходе операции, направленной на обеспечение безопасности, или во время войны.[11]
Подобающее поведение на войне
  1. Начинать войну следует только после того, как была предпринята попытка призвать противника к мирному урегулированию.[12]
  2. Следует придерживаться скромного поведения и следить за чистотой речи в армейском лагере.[13]
  3. Следует предоставить возможность спастись тем из подданным вражеского государства, которые не хотят воевать[14]
  4. Желательно освободить от воинской повинности молодого супруга в первый год после свадьбы.[15]

[1] Мишне Тора, «Законы об убийце», 2:4, «Законы кражи и пропажи», 5:11-18; комментарий Нахманида на Берешит, 34:13; респонсы Рашба, 2:356.

[2] Бава кама, 113б; комментарий Нахманида на Берешит, 34:13; и см. комментарий Меири на  Бава кама, 37б, в конце; и в Игрот реайя, ч. I, стр. 99. И см. респонсы Хатам Софера, 6:14.

[3] Бава кама, 113б: «Закон государства обязывает» (Дина де-малхута – дина). И см. комментарий Меири, Бейт ѓа-бхира  на это место, со слов «Все, что мы сказали…».

[4] См. Мишна Авот, 3:2.

[5] См. комментарий Бейт ѓа-бхира на Бава кама, 113а, со слов «Мы уже прояснили…»; и см. Тур и Шульхан арухХошен мишпат, 369, а также Бейт Йосеф, там же, в конце, и п. 9 в замечаниях Рама. И см. респонсы рабби Хаима-Йосефа-Давида Азулая (Хида) Тов айин, 17,в конце.

[6] Мишне Тора, «Законы кражи и пропажи», 5:18.

[7] Берешит, 14:14; и см. раби Шломо-Йосеф Зевин, Ле-ор ѓа-ѓалаха , стр. 16-17.

[8] Овадья, 1:11-13.

[9] См. респонсы Хатам Софера, Йоре деа, 19; респонсы рабби Авраѓама-Дова Каѓане Шапиро Двар Авраѓам, 1:11; рав Менахем Земба, Зера Авраѓам, 24 (приведено в Ле-ор ѓа-ѓалаха в этом же месте). Из этих источников следует полный запрет выходить на войну. Несмотря на то, что основа этого закона следует из объяснения Нацива в комментарии Ѓаамек давар на Берешит, 9:5, однако, как мы видели на примере войн Израиля, может выйти на войну по разрешению человека, обладающего авторитетом (Санѓедрина или урим ве-тумим, см. Брахот, 3б; Санѓедрин, 16а). Таким образом, следует считать, что в войнах между народами нужно исходить из нравственных соображений.

[10] См. рав Шауль Исраэли, Амуд ѓа-йемини, стр. 202.

[11] См. комментарий Нахманида на Ваикра, 27:29.

[12] Дварим, 20:10.

[13] Дварим, 23:10-14; Йерушалми, Трумот, 1:4.

[14] Нахманид к «Книге Заповедей» Маймонида, на заповедь 5 из повелевающих заповедей; Мишне Тора, «Законы царей», 6:7.

[15] Дварим, 24:5.

Back to top button
Translate »